Люди c зоны

ЧЕМ, КАК И СКОЛЬКО ПО ВРЕМЕНИ БОЛЕЕТ ЧЕЛОВЕК, — ЗАВИСИТ ОТ ЕГО... ПРОПИСКИ. БОЛЬШЕ ВСЕГО НЕ ВЕЗЕТ ТЕМ, КТО ЖИВЕТ В ТАК НАЗЫВАЕМОЙ ГЕОАКТИВНОЙ ЗОНЕ.

     Профессор доктор геолого-минералогических наук Вячеслав РУДНИК из Санкт-Петербурга изложил корреспонденту нашей газеты некоторые факты, которые можно считать веской причиной для экстренного переезда сотен питерцев.
     
     ТРЕСНУВШИЙ
     ГОРОД
     — Северо-Западный регион, где расположен Петербург, находится на стыке Балтийского щита и Русской плиты.
     Разница в структурах этих огромных участков земли привела к тому, что на стыке образовалась так называемая система зон геоактивных разломов. Поясню: активными разломами геологи называют расколы в земной коре, возраст которых исчисляется миллионами лет. Эти разломы, длина которых — сотни километров, а глубина — десятки, продолжают расти и в настоящее время. И мы это видим и чувствуем.
     Так, в 1977 году было сильное землетрясение в Румынии, колебания от которого дошли до Ленинграда (ленинградцы наверняка помнят, как в квартирах раскачивались люстры). Однако в расположенном куда ближе к эпицентру Будапеште ничего не ощущалось.
     Исследованиями ученых-тектонистов уже доказано, что именно по активным разломам на территории Северо-Запада происходят перемещения, то есть “геодинамические подвижки”. Иначе говоря, эти зоны являются своеобразными инкубаторами землетрясений. Блоки земной коры — Балтийский щит и Русская плита — как бы трутся друг о друга. В результате земная кора трескается, что и приводит к толчкам.
     В 1976 году произошло Эстонское землетрясение силой около 5 баллов (с центром под островом Осмуссар, напротив Таллина), через год — еще одно, Ладожское (6 баллов), в 1990 году — Кольское (с эпицентром в Хибинах, 6 баллов)… Как видим, обстановка вокруг неспокойная, и гарантии, что под ногами жителей Санкт-Петербурга не будет содрогаться земля, никто не даст. Могу лишь утешить: возможность глобального землетрясения достаточно низка.
     Зато постоянные небольшие перемещения внутри Земли могут привести к разрушению зданий. Дома с трещинами в Санкт-Петербурге можно увидеть повсеместно. А в начале 60-х годов на проспекте Металлистов разрушилась пятиэтажка — именно из-за подвижек земной коры.
     Очень часто происходят нарушения герметичности тоннелей метрополитена, например прорыв в 1974 году обводненных песков в метро возле станции “Площадь Мужества” (при этом обвалилось здание, построенное над коммуникациями метро). В конце 1995 года была повторно нарушена герметичность и затоплен значительный участок тоннеля (движение по нему до сих пор не возобновлено).
     
     ГИБЛОЕ МЕСТО
     Есть и другие виды зон, опасных для человека. Это так называемые решетчатые энергетические сетки, проходящие по всей Земле.
     
     Об этих сетках обычно говорят экстрасенсы, называя их геопатогенными. И хотя им действительно нет четкого научного объяснения, определить точные места пересечения решетчатых сеток можно только с помощью методов биолокации.
     В таких местах быстрее происходит процесс коррозии, провоцирующий разрушения подземных коммуникаций. Многие, наверное, замечали, что почему-то хозяйственные службы города методично меняют трубы в одних и тех же местах... Но самое главное — над такими зонами существенно возрастает заболеваемость...
     Поначалу и Петербург застраивался в полном соответствии с природными явлениями, причем в качестве определителя использовалось… мясо. Так, вдоль просек, намечавших линии (улицы) Васильевского острова, на деревьях подвешивали куски свежей говядины. Если мясо подвяливалось, дом в этом месте строили, если кусок быстро загнивал — нет. Потихоньку в центре города даже стали образовываться пустыри (или гиблые, нехорошие места). Но Питер рос — и дома все равно стали возводить на всех свободных площадях. Народный ритуал был предан забвению. Результаты не замедлили сказаться: появились дома и целые участки улиц, где люди из поколения в поколение без каких-либо видимых причин стали умирать от рака, сердечно-сосудистых и других болезней.
     А сегодня не менее одной десятой площади города является зоной повышенного риска.
     
     ДВЕ КОМНАТЫ
     Группа петербургских ученых под руководством профессора медицины Юрия Мусийчука и кандидата геологических наук Евгения Мельникова провела тщательное исследование влияния геоактивных зон на здоровье человека.
     В этой работе принимали участие сотрудники ГГП “Невскгеология”, Института геологии о геохронологии докембрия РАН, НИИ гигиены и профпатологии, ассоциация ученых “Будущее Санкт-Петербурга” при РАН, а также ряд медицинских учреждений. Заключения делались на основе выборок в сотни тысяч человек, обследованных по месту жительства в Петербурге и некоторых городах Ленинградской области. Полученные результаты оказались устрашающими.
     В геоактивных зонах в 1,5—2 раза возрастает взрослая и детская смертность, резко повышается заболеваемость раком, ишемией сердца, рассеянным склерозом. Особенно четко выявлено воздействие на онкозаболеваемость. Было установлено, что в домах, расположенных в пределах зон, заболеваемость недугом возрастает в 2,5 раза, а в домах, находящихся на их пересечениях, — в 4,5 раза!
     Конечно, причин возникновения рака врачи назовут множество, но чем, например, объяснить тот факт, что в одном из совершенно одинаковых соседних домов эта болезнь фиксируется в несколько раз чаще? И почему более 90 процентов детской смертности от лейкоза приходится именно на эти злополучные зоны, занимающие всего одну десятую от площади города?
     Причем часто бывает так, что здание как бы поделено зоной на две части — образно говоря, хорошую и плохую. Приведу пример. К нам за помощью обратился директор учреждения, находящегося в центре Санкт-Петербурга. Выяснилось, что у него раком заболело сразу несколько сотрудников. Руководитель поначалу грешил на радиацию, но ее-то при обследовании не обнаружили. Зато выяснилось: часть здания находится в геоактивной зоне (а в этой части и сидели заболевшие сотрудники). Проблему решили так: в “хорошую” часть переселили сотрудников, а “плохую” отдали под склады.
     У нас в стране десятилетиями качество жилья определялось метрами да удобствами. А если дом стоит над разломом? О каких тогда удобствах можно говорить? Разве что о дополнительном “сервисе” для самоубийц.
     Учеными составлена карта геоактивных зон. Она передана в Комитет по градостроительству. Хотелось бы надеяться, что новые дома, а особенно — детские учреждения, будут возводиться на хороших местах.
     
     ПРИМЕЧАНИЕ РЕДАКЦИИ: эта карта, наверное, никогда не будет опубликована. Ибо, во-первых, это создаст панику среди горожан, проживающих в “гиблых местах”, а во-вторых, повлечет за собой перераспределение рынка жилья.
     
     Впрочем, возможно, наш народ, и без того привыкший ко всяким политико-экономическим потрясениям, вообще никак не отреагирует. Какие там “гиблые места”, когда людям не хватает денег даже на самое необходимое? Санкт-Петербург живет куда беднее Москвы. Что же касается Первопрестольной, то в ней геодинамическая ситуация получше питерской, а изучение геологических процессов, влияющих на столицу, поддерживается правительством.
     
     ВОПРОСЫ НА “ЗАСЫПКУ”
     — Повышается ли вероятность столкновений на участках дорог, расположенных в геоактивных зонах?
     — Да. Совместно с ГАИ Калининского района Санкт-Петербурга мы провели эксперимент: подсчитали количество дорожно-транспортных происшествий на различных магистралях района. Выяснилось: на местах пересечения улиц с зонами разломов число ДТП в несколько раз выше. Хоть вешай знак: “Осторожно! Опасная геоактивная зона!” Такую же картину можно наблюдать на Мурманском шоссе: там постоянно фиксируются аварии в одних и тех же местах, внешне ничем не примечательных.
     — А реакция животных и растений на геоактивные зоны?
     — И животные, и растения хорошо “чувствуют” эти зоны, хотя реагируют на них по-разному. Ива, ольха, осина, дуб, ясень, вяз здесь растут замечательно. Береза, липа, хвойные деревья заболевают, у них часто бывает “раздвоение ствола”. Ученые изучили реакцию на геоактивность 11 тысяч плодовых деревьев. Выяснилось, что яблоня “в зоне” быстрее желтеет, а сливы и груши засыхают. Кусты малины, посаженные на геоактивной зоне, достаточно быстро перемещаются (с помощью разветвления корней) на соседний, более благоприятный участок.
     Большинство домашних животных, за исключением кошек, “зоны” стараются обходить стороной. Зато “зоны” нравятся муравьям, которые предпочитают строить муравейники прямо на них.
     — А что же люди?
     — Интересно, что плохие геоактивные зоны по отношению к homo sapiens как к виду в целом играют скорее положительную роль, стимулируя эволюцию и определяя внутривидовой естественный отбор. Так, первый человек возник в пределах крупнейшего разрыва земной коры — так называемого Панафриканского рифта. Первые цивилизации с оседлым земледелием сформировались именно в районах множественного развития геоактивных зон, имеющих четко выраженную патогенную природу. Это Вавилон, Греция, Рим, государства Кавказа, Египет, Израиль, Индия, Персия, Мексика. Если основываться на теории о влиянии геоактивных зон на человечество, можно предположить: у Петербурга — великое будущее. Ибо такие крупные мегаполисы, как, например, Киев и Москва, расположены на двух-трех пересекающихся системах разломов, а Санкт-Петербург — на четырех.
     

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру