Комитет Общества защиты прав потребителей образовательных услуг (ОЗППОУ) поставил под сомнение действующую систему оценки качества образования в высших и средних специальных учреждениях страны и обратился с иском к Рособрнадзору. Председатель комитета Анатолий Сидоренко пояснил “МК” ситуацию.
— Сегодня практически все говорят о качестве отечественного образования, давая ему полярно противоположные оценки. Откройте Закон РФ “Об образовании”. Вы столкнетесь с метаморфозой: в пяти статьях встречается упоминание “качества образования”, но четкого определения этого понятия нет. Отсутствует оно и в Федеральном законе “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”.
Казалось бы, все просто. Качественным образованием может считаться то, которое имеет спрос в рыночном обществе. Как уточнил Анатолий Савельевич, основным критерием его оценки в процессе аттестации Рособрнадзором на сегодня является тестирование так называемых остаточных знаний студентов. Но что это за “остаточные знания”, вам нигде четкого определения не дадут. Несовершенна и существующая методика их оценки.
Студентам предлагают пройти тестирование. Тестов очень много — тысячи. Как результат — вопросы в них очень мелкотемные, составители ловят “блох”, упуская существо дела. Например, запросто в тесте о Полтавской битве спрашивают: “Какая деревня была первой взята Петром?” Да об этом и военные-то историки не все помнят.
— Получается, абсолютное большинство тестовых заданий могут оценить лишь фактологические знания и формируют “кроссвордный” тип мышления, — говорит Сидоренко. — Игнорируется главная задача — формирование мышления профессионального. Учебные заведения готовят “кроссвордистов”, прямо-таки на американский манер. Но где многие годы США покупали самых ценных специалистов? У нас, естественно. Но тех, которые не на тестах вырастали.
И еще один аспект проблемы. У нас так сложилось, что органы, управляющие образованием, контролируют в основном качество знаний студентов. А вот как эти знания дают преподаватели?
Опрос более трех тысяч студентов старших курсов показал, что за время их учебы в вузе никто ни разу не проверил качество проведения занятий педагогами. В то же время более четырехсот опрошенных преподавателей вузов ничего не смогли сказать о работе предметно-методических комиссий кафедр. Во многих учебных заведениях отсутствуют журналы контроля занятий, а если и ведутся, то формально.
Комитет ОЗППОУ помимо претензий к оценке качества образования высказал и предложения по формированию новой ее системы. Все материалы были переданы в Мещанский суд столицы. Состоялось первое заседание по данному делу. Сторона-ответчик — а это, напомним, Рособрнадзор — подготовила свои доводы. На ознакомление с ними уйдет достаточно времени. Следующей датой судебного заседания названо 17 июля.
То есть студенты пока продолжат “решать кроссворды”, демонстрируя свои “остаточные знания”.
