Боливар вынесет двоих

“С улыбкой на устах и яростью в груди” — под таким неформальным девизом в последнее время проходит большинство рандеву Владимира Путина с иностранными лидерами.

Намеченный на 29 июня прилет в Москву президента Венесуэлы Уго Чавеса — редкое исключение. Лидер “боливарианской революции” будет говорить в Кремле исключительно “приятности” и подкреплять их звонкой монетой. Так что самое главное в том, чтобы русские собеседники Чавеса не особо увлеклись антиамериканской риторикой своего венесуэльского друга.

До прихода к власти в Венесуэле в 1999 году бравого вояки Уго Чавеса Москва и Каракас не шибко контактировали друг с другом. Но по иронии судьбы вот уже двадцать с лишним лет как две страны фактически находятся в одной лодке. В 1985 году Венесуэла — один из крупнейших мировых экспортеров нефти — считалась самым богатым государством Латинской Америки. Из-за бурного потока шальных нефтедолларов местные жители даже прозвали свою страну “саудовской Венесуэлой”.

Но затем США и настоящая Саудовская Аравия решили обрушить советскую экономику, опустив мировые цены на “черное золото”. Злокозненный план, как известно, увенчался полным успехом. А в качестве побочного эффекта почти изничтоженной оказалась и экономика Венесуэлы. Например, в 1989 году средняя зарплата в стране составляла всего лишь третью часть от прежнего уровня.

Дальше и Венесуэла, и Россия с небольшим временным промежутком начали рыночные реформы. Даже иностранный экономический консультант у Москвы и Каракаса был один и тот же — знаменитый некогда профессор из США Джеффри Сакс. Но если наши граждане на всеобщую приватизацию и демонтаж системы социальных гарантий отреагировали лишь глухим ворчанием, то венесуэльцы оказались более непосредственными. Уже в 1989 году в Каракасе прошли кровавые столкновения между населением и властями. Сразу после этого помощник главы местного совбеза Уго Чавес окончательно решил, что он должен прийти к власти и вернуть все назад. И в конце концов после неудачной попытки госпереворота и двухлетней отсидки в кутузке Чавесу это удалось.

И в наибольшем выигрыше от этого среди мировых держав, безусловно, оказалась Россия. Военный до мозга костей, Чавес одержим модернизацией армии. А как рьяному ненавистнику США в Америке ему ничего не продают. Поэтому наш ВПК получил чуть ли не самого благодарного покупателя. Мало того что Каракас исправно платит. В отличие, скажем, от Китая в случае с Венесуэлой не существует даже теоретической опасности, что продаваемое нами оружие может быть когда-нибудь использовано против нас.

В Вашингтоне, правда, построенная на торговле оружием дружба Каракаса и Москвы вызывает просто бешеную ревность. В США Латинскую Америку по старой памяти считают своим “задним двором”. А Чавес — это практически официально провозглашенный наследник Фиделя. Но России американская ревность, собственно, только на руку. Наши шашни с “другом Уго” — один из немногих козырей Москвы в нынешних геополитических торгах с США. Когда-нибудь та или иная программа поставки оружия в Венесуэлу в принципе может стать объектом размена на что-нибудь более значимое для Кремля.

Хотя вполне вероятен и менее приятный для нас вариант. Чавес уже прозрачно намекнул, что, несмотря на конституционные ограничения, он намерен править Венесуэлой как минимум до 2021 года. Однако Венесуэла — гигант, стоящий на “нефтяных” ногах. Если цена на “черное золото”, не дай бог, вновь рухнет, ей точно станет не до новых российских подводных лодок.

Но пока этого не случилось, почему не пообниматься с “другом Уго”? Приятно ведь пообщаться с человеком, чье мнение о США еще ниже, чем твое.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру