Ученые приблизились к созданию искусственных кровеносных сосудов

Ученые Массачусетского технологического института нашли способ заставить клетки формировать параллельные трубкообразные конструкции. Это открытие стало очередным шагом на пути к созданию искусственных кровеносных сосудов.

Ученые надеются, что результаты их работ позволят в будущем трансплантировать искусственные кровеносные сосуды в такие ткани человеческого организма, как почки, печень, сердце или любые другие органы, которые требуют большого количества сосудистых тканей, переносящих питательные вещества, газы и отходы жизнедеятельности.

Исследователи обнаружили, что они могут контролировать развитие клеток, если выращивать их на наноструктурной поверхности. Работы фокусировались на создании сосудистой ткани, которая содержит капилляры и крошечные кровеносные сосуды и является важной частью кровеносной системы. Сначала ученые создали поверхность, которая может использоваться как шаблон для выращивания капиллярных трубок, выравненных в особом направлении. Шаблон был построен с применением механизмов микрообработки в Лаборатории Дрейпера в Кембридже. Обычно такая технология используется для создания микроскопических устройств, но ученые адаптировали методику для создания наномоделей на силиконовой эластомерной подложке. Эта поверхность испещрена гребешками и желобками, которые направляют рост клеток. Эндотелиальные клетки-предшественники не только растут в заданном направлении, но и выравниваются вдоль желобков. В результате образуется многоклеточная структура, которую также называют полосовой структурой.

После формирования полосовой структуры исследователи наносят на нее особый гель, который заставляет клетки создавать объемные трубки. Клетки, выращенные на плоской поверхности, образуют сеть капиллярных трубок, которые тянутся в произвольном направлении. А клетки, выращенные на наноструктурной поверхности, формируют капилляры, идущие в направлении, заданном учеными.

Лучше всего данная технология работает на эндотелиальных клетках-предшественниках, поскольку эти клетки являются относительно незрелыми, отмечают специалисты. На следующем этапе исследователи намерены имплантировать капилляры, выращенные в лаборатории, в ткани живых животных.

Источник: "Компьюлента".