МК ДОСУГ

15 февраля 2008 в 12:40, просмотров: 242

ФОКУС ЛЕРСКОГО

Парадокс: человеческая статуя — произведение искусства, позирующий — нет. Фотограф Хельмар Лерский (1871—1956) увидел и показал, как проступает в человеческом вечное. И не из-за того, что художник “вдохнул жизнь” и “наполнил смыслом”, а потому, что даже в сиюминутном — монументальность. Лица людей, как лики бронзовых статуй от скандального художника, которого всегда неправильно понимали, представляет галерея Гари Татинцяна.
Хельмар Лерский (Израиль Шмуклерский) 20 лет не очень успешно блистал на сценах США. А потом совершил революцию в фотопортрете. Лерский убирал все индивидуальное, частное, акцентировал общее, архитипическое.

Делал это с помощью зеркал и игры света. И благодаря своим оптическим “фокусам” представил так называемую еврейскую тему через серию образов, как официальный документ величия еврейской нации и ее значимости, спровоцировав националистические дискуссии.

n Выставка открыта по 10 марта.
n Вход свободный.
n Галерея работает ежедневно с 11.00 до 19.00, сб. — с 12.00 до 19.00, выходной — воскресенье.
n Адрес: Ильинка, 3/8, стр. 5., ст. м. “Китай-город”. Тел. 921-21-02.

ХУЛИГАНСКИЕ ХРОНИКИ

Остроумные хулиганы 1970-х, пионеры российского хепенинга и перфоманса — культовая группа “Гнездо” (художники Михаил Федоров-Рошаль, Виктор Скерсис и Геннадий Донской) представляет с 15 февраля ностальгическую выставку в Государственном центре современного искусства. 

С 1974 по 1979 год трое молодчиков издевались над советскими лозунгами и понятиями, трактуя их буквально. Призыв защищать окружающую среду удостоили акцией “Минута всемирного недышания”. Идею о полезности искусства выразили в акции “Помощь в битве за урожай”, запечатлев себя на всех стадиях сельхозработ. Их волновала проблема коммуникации: закрытые границы, эмиграция интеллигенции, отсутствие выставок. Их объекты — “Железный занавес” (лист ржавого железа) и “Коммуникационная труба” пригодились через десять лет Сергею Соловьеву для фильма “Асса”. На выставке — документальная хроника акций группы, объекты, инсталляции.

n Выставка открыта по 2 марта.
n Стоимость билета 25—50 рублей.
n Центр работает ежедневно с 12.00 до 19.00, кроме понедельника.
n Адрес: Зоологическая ул., 13, стр. 2, ст. м. “Баррикадная”, “Краснопрес-ненская”. Тел.: 254-84-92, 254-06-22.

ПОЛОВОЙ ВОПРОС ДАРВИНА

Автору самой знаменитой и неизменно потешной для человечества теории — происхождения человека — Чарльзу Дарвину в следующем году 200 лет, а нынче — 140 лет его знаменитой книге “Происхождение человека и половой отбор”. Выставка “Теперь я пишу о человеке” — о том, как Дарвин добрался до людей, — открылась в Дарвиновском музее.

Отец теории и сам стал объектом злых шуток. Остряки пририсовывали его голову к обезьяньим туловищам. Но мартышки, на которых мы глазеем в зоопарке как “на далеких предков”, имеют к нам отношение не большее, чем рыбы — первые на планете позвоночные существа. Экспозиция показывает все этапы эволюции на Земле и рассказывает о работе Дарвина над книгой. Задумывалась “маленькая глава о жизни человека”, а получился том в 688 страниц. Книга нравилась даже религиозной жене ученого. В музее воссоздан кабинет Дарвина, с раритетами и заспиртованными обезьянками-уродцами.

n Выставка открыта по 24 февраля.
n Стоимость билета 50—100 рублей.
n Музей работает ежедневно с 10.00 до 18.00, кроме понедельника.
n Адрес: ул. Вавилова, 57, ст. м. “Академическая”. Тел.: 134-61-24, 8-499-724-25-60.

ВЕЧНЫЕ ВРАТА

“Что нам стоит дом построить? Нарисуем — будем жить!” О гениальных русских строителях, прославленных историей, сказками и легендами, рассказывает выставка “Мастера. Техника и искусство русского строителя XV—XIX веков” в атриуме фондохранилища в Коломенском.

Даже уцелевшие части былых строений тянут на произведение искусства. Сохранились проездные ворота, решетки с окон, камины, резьба, подземные элементы зданий и мостовых. Шедевры — дело рук не только легендарных мастеров Дмитрия Моторина, Степана Полубеса и др., но и безвестных крепостных, талантливо ставивших избы, возводивших крепостные стены, плотины и мельницы. Представлены деталь белокаменного резного трона 1532 года, часть дубового сруба XVI века с “подола” Московского Кремля, флюгер XVII века с Варваринской башни Китай-города, а также сами “волшебные” инструменты плотников, резчиков, кузнецов и каменотесов.

n Выставка открыта до сентября.
n Стоимость билета 50—80 рублей.
n Сеансы посещения: 11.00, 13.00, 15.00 по субботам и воскресеньям.
n Адрес: пр-т Андропова, 29, ст. м. “Коломен-ская”. Тел.: 8-499-615-27-68, 8-499-615-27-71.

УДОВОЛЬСТВИЯ ТУЛУЗ-ЛОТРЕКА

Все удовольствия Парижа рубежа XIX—XX столетий от главного эпикурейца эпохи Анри де Тулуз-Лотрека (1864-1901) в офортах и литографиях показывает с 19 февраля Третьяковская галерея.

Удивительно, но самый большой специалист по парижским удовольствиям, ироничный жизнелюб был калекой. Знатное происхождение стало для него роковым. Родители Тулуз-Лотрека приходились друг другу кузенами, что привело к редкому заболеванию: сломав ноги в отрочестве, он перестал расти. Но физическая ограниченность дала ему духовную независимость и сделала гениальным живописцем. Лишенный возможности вести традиционный для дворянина образ жизни, Лотрек стал своим в парижской богеме. Будучи состоятельным человеком, он превратил свою жизнь в бесконечный праздник — с пирушками и зрелищами. А его музами стали актрисы, танцовщицы кабаре Мулен Руж, проститутки, балерины и клоунессы.

n Выставка открыта по 18 мая.
n Стоимость билета: 50—250 рублей.
n Галерея работает ежедневно, с 10.00 до 19.30, кроме понедель-ника.
n Адрес: Лаврушинский переулок, 12, ст. м. “Третьяков-ская”. Тел.: 230-77-88, 951-13-62, 238-13-78.

МОЛЧАНИЕ ВЕЕРА

“Махайте на меня, махайте!” В России XVIII века существовал веерный язык — “махание”, которым барышни морочили глаза и мозги кавалерам. Но веер — не только первый “кондиционер” и оружие обольщения. О веере и его роли в человеческой истории рассказывает выставка в Государственном музее А.С.Пушкина.

300 вееров, ходивших в России по дамским рукам с XVIII по XX век докажут, что веер — произведение искусства и свидетель эпохи. Веера у нас появились в XVII веке — в царской семье. Они подлежали описи и передавались по наследству. В XVIII веке веер стал обязательной частью дамского туалета и участником светского этикета. В веерах — история торговых связей России: порой нежные экраны хранят таможенные печати! В XIX веке веер спустился аж до богатых крестьян. Это была дешевая имитация черепахи, слоновой кости и перламутра. А после революции подражать дворянам стало не модно, и веер ушел из обращения.

n Выставка открыта по 6 марта.
n Стоимость билета: 20—60 рублей.
n Музей работает: вт.—пт. с 11.00 до 19.00, сб.—вс. — с 11.00 до 18.00, выходной — понедельник, а также последняя пятница месяца.
n Адрес: ул. Арбат, 55/32 (вход со стороны Денежного пер.), ст. м. “Смоленская”. Тел. 241-75-86.

ЖИЗНЬ ИЗВАЯНИЙ

Занимательная геометрия, сложные чертежи и… эскизы людей. Ничего удивительного: так обычно и выглядят скульптурные рисунки. Этому особому графическому жанру посвящена выставка “Невидимое” в галерее “Проун”, где представлены фотографии скульптур и скульптурные рисунки мастеров 1910—1930-х годов и современных ваятелей.

Скульптуре предшествует эскиз, а некоторые задумки так и остаются на бумаге. Скульптурный рисунок — это попытка уже через карандаш “прощупать” трехмерные объемы. Художник экспериментирует: меняет позы героя, ракурсы, раскладывает на геометрические фигуры. Может быть, в рисунке и заключена настоящая жизнь изваяния, прежде чем оно застынет в камне или бронзе. Меньше с эскизами “мучались” супрематисты — они превращали свои геометрические абстракции с картин в скульптурные проекты. На выставке показаны работы русских супрематистов Д.Якерсона, И.Чашника и Н.Суетина.

n Выставка открыта по 24 февраля.
n Вход свободный.
n Галерея работает ежедневно с 12.00 до 20.00, кроме понедельника.
n Адрес: винзавод, 4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6, ст. м. “Курская”. Тел. 916-09-00.



Партнеры