Девятую планету нашел компьютер

«Где-то за Нептуном, кажется, есть неизвестная планета», - появилось заключение на мониторе исследователей.

При помощи ЭВМ команда астрономов из университета Кобэ под руководством профессора Тадаси Мукаи и немецкого ученого Патрика Ликавки вычислила высокую вероятность существования девятой планеты Солнечной системы. Напомним, что на сегодняшний день по классификации Международного астрономического союза в нашей Солнечной системе зафиксировано только восемь «полноценных» планет. "Девятая" – Плутон – была открыта в 1930 году и потеряла статус оной в 2006 году.

Претензия на сенсацию иностранных ученых вызывает множество сомнений. Однако для того, чтобы разобраться в этом, обозреватель MK.RU обратился к знаниям авторитетных астрономов из питерского Института прикладной астрономии РАН и московского Института космических исследований РАН.

Вообще говоря, девятая планета солнечной системы уже была однажды открыта. 18 февраля 1930 года молодой американский астроном Клайд Томбо открыл новую, самую удаленную от Солнца планету. В сообщении об этом, сделанном 13 марта 1930 года, говорилось, что ее назовут Плутоном. Но 24 августа 2006 года на проходившей в Праге ассамблее Международного астрономического союза Плутон лишили статуса планеты Солнечной системы. Теперь он – «карликовая планета».

Открытие было сделано в процессе изучения особенностей орбит внешнего пояса астероидов, расположенного за орбитой Нептуна и называемого поясом Койпера. Компьютерное моделирование показало, что процесс изменения орбит планет Солнечной системы и «внешних» небесных тел на протяжении последних 4 млрд. лет невозможно объяснить, если не допустить существование еще одной планеты – так называемой «загадочной планеты Х».

Согласно гипотезе астрономов, эта планета должна находиться на внешней стороне от Нептуна и вращаться по эллипсоидной орбите с максимальным радиусом в 15-26 миллиардов километров. Ее вес может составлять от 30% до 70% веса Земли, диаметр – 10-16 тысяч километров – приблизительно сравним с земным (12,7 тысячи километров), а поверхность должна быть покрыта скальными камнями и льдом.

Искомая планета расположилась от Земли на расстоянии более 12 миллиардов километров. Это небесное тело вращается вокруг Солнца по эллиптической орбите, которая на 20-40 градусов наклонена от орбиты Земли. Один оборот вокруг светила неизвестная планета совершает примерно за тысячу лет.

Современным астрономам известно, что в пределах Солнечной системы вне орбиты Нептуна вращаются более ста небесных тел, орбиты большинства которых, как и у восьми основных планет, имеют форму круга. Тем не менее, среди них есть и такие, орбита которых значительно отличается от указанной, причина чего остается пока не разгаданной.

В 2006 году "загадочная планета Х" должна была приблизиться к Солнцу на минимальное расстояние в 12 миллиардов километров и иметь такую же яркость (14,8-17,3), как и у исключенного из состава планет Солнечной сиетемы Плутона, однако осталась незамеченной из-за окруженности прочими небесными телами и угла наклона своей оси в 40 градусов, отмечают японские исследователи.

"Мы вполне можем найти эту планету в течение десятилетия, если начнем полномасштабные исследования. Мы верим в это", – без тени самоиронии заявил руководитель группы исследователей профессор Тадаси Мукаи.

По мнению японских астрономов, девятая планета отвечает всем критериям подобного небесного тела. По классификации Международного астрономического союза планетой может считаться только то небесное тело, которое имеет существенную массу для поддержания силы тяготения на своей поверхности, шарообразную форму и стабильную орбиту, на которой нет других объектов.

Описание своего открытия ученые намерены опубликовать в апрельском номере специального издания Astronomical Journal.

Напомним, что в Солнечную систему входит Солнце, восемь больших планет вместе с их спутниками, более 100 тысяч малых планет (астероидов), порядка 10 в 11-й степени комет, а также бесчисленное количество мелких, так называемых метеорных тел (поперечником от 100 метров до ничтожно малых пылинок). Центральное положение в Солнечной системе занимает Солнце. Его масса приблизительно в 750 раз превосходит массу всех остальных тел, входящих в систему. Гравитационное притяжение Солнца является главной силой, определяющей движение всех обращающихся вокруг него тел Солнечной системы. Среднее расстояние от Солнца до самой далекой от него планеты – Плутона – 39,5 а.е., т.е. шесть миллиардов километров, что очень мало по сравнению с расстояниями до ближайших звезд. Только некоторые кометы удаляются от Солнца на 100 тысяч а.е. и подвергаются воздействию притяжения звезд.

Исторически название "планета" ("блуждающая звезда") относится к четырем или пяти небесным объектам, известным уже древним: Венере, Марсу, Юпитеру, Сатурну и, вероятно, Меркурию, хотя его могли увидеть только очень внимательные наши предки, пишет в своей статье "Бомжи" в Солнечной системе" известный российский астроном Леонид Ксанфомалити. В 1781 году  У. Гершель открыл Уран, а в 1846 году усилиями трех ученых, Адамса, Леверье и Галле, был открыт Нептун, который оказался последним в группе четырех планет-гигантов, устроенных иначе, чем Земля. На 45 лет раньше, в 1801 году, Пиацци открыл первую "малую планету", астероид Церера. Сегодня "малых планет", обращающихся между орбитами Марса и Юпитера, известно более ста тысяч. В наши дни еще один пояс орбит небесных тел, подобных "малым планетам", обнаружен между орбитами Юпитера и Сатурна. Они получили название "кентавры".

Границы между девятью "большими планетами" и "малыми планетами" особо четко никогда не устанавливались. Более того, размеры крупнейшего из спутников Юпитера даже больше планеты Меркурий. Размеры Плутона и его спутника Харона (2300 и 1200 км) вполне сравнимы с Церерой (950 км) и намного меньше нашей Луны (3400 км). Но классификация по размерам запуталась окончательно, когда выяснилось, что Плутон-Харон относятся к многочисленной группе транснептуновых объектов (ТНО) и что среди них есть новое небесное тело (открытое М. Брауном в 2003 году), 2003UB313, которое значительно больше Плутона. Для ТНО 2003UB313 предварительно предлагалось название "Зена".

XXVI Генеральная Ассамблея Международного астрономического союза постановила считать планетой такое небесное тело, которое обращается вокруг Солнца, имеет достаточно большую массу (не менее 1/1000 земной), чтобы быть круглым, и вблизи орбиты которого нет других тел (это намек на астероиды). Если два первых условия выполняются, но посторонние тела вблизи орбиты есть – это карликовая планета. Во всех остальных случаях небесное тело должно считаться "малым телом Солнечной системы".

Реакция российских астрономов

Ведущий научный сотрудник Института прикладной астрономии РАН (Санкт-Петербург) доктор физ.-мат. наук Виктор Шор:

"Напомню, что за Плутоном (экс-планетой) уже обнаружены разные планеты, размером сравнимые с ним или даже большие. Плутон сейчас рассматривается как карликовая планета. Но он дальше Нептуна и его движения, по-видимому, находятся под его воздействием. Несомненно, что Нептун воздействует на движение Плутона. Там находится новый пояс малых телтак называемый пояс Койтера, который располагается за орбитой Плутона. Последнийодин из объектов этого пояса. В поясе Койтера обнаружены и тела больше, чем Плутон. Эта планета по размеру больше Земли, судя по данным японцев. Скорее всего, такая планета была бы по своему блеску уже найдена на сегодняшний день. Заявленные ими размеры неизвестной планеты очень большие.  Правда, ввиду того, что у нее больший наклон, вполне вероятно, что такую планету раньше искали не в тех местах, где она реально находилась.

Таким образом, опровергнуть это сообщение или подтвердить я не могу. Эти ученые, думаю, достаточно квалифицированны и такие вещи, о которых я говорю, они сами должны понимать. Вообще в поясе Койтера предполагается существование нескольких десятков тысяч объектов или тел размерами от ста километров. В настоящее время ближе к нам располагается пояс малых планет между орбитами Марса и Юпитера. В этом поясе уже обнаружено более двухсот пятидесяти тысяч малых планет. Из них 180 тысяч имеет хорошо определенные орбиты. Они занумерованы. Но, правда, это тела. Из них наибольшее – Церера, которую тоже как бы относят к «карликовым» планетам".

Доктор физ.-мат. наук, заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник, заведующий лабораторией отдела физики планет Института космических исследований РАН (Москва) Леонид Ксанфомалити:

"Эти исследователи говорят, что-де они верят, будто неизвестная планета может существовать. Во всяком случае, так пишут иностранные СМИ. Они претендуют на открытие. Вот если я поковыряю в носу и найду что-нибудь – это открытие или нет? За пределами Плутона есть еще двести планет. Почему не упомянуть их?  А они говорят, что зарядили программу в компьютер и получили результат, по которому, может быть, такая вещь существует. Все это, скорее всего, типичные журналистские штучки, и науки здесь нет.

Разумеется, подобные расчеты проводились и раньше. Лет 20 назад, например. В литературе, на которую японцы ссылаются, сообщалось, что есть какая-то планета под углом 40 градусов (эти пишут30). В итоге планету никто не нашел. Компьютерная программа – это то, что заложил, то и получил. Если я закладываю возмущение в движении планет…  Когда-то для того, чтобы объяснить эти возмущения, теоретики взяли и рассчитали, что источником возмущения может быть некая планета. Это было двести лет назад. Так был открыт Нептун. Оказалось, что все прекрасно. Но Нептун полностью не покрывает всех тех возмущений, которые движение планет обнаруживает. Стали искать чего-нибудь еще. Пришли к выводу, что должна быть еще одна. Клайд Томбо в 1930-31 году посмотрел и обнаружил Плутон, но Плутон оказался на градус в стороне от того, что было. Так получилось, что открытие случайно. Если бы Томбо поковырялся дальше, он бы там еще чего-нибудь нашел (как в «японском» случае). В Солнечной системе есть много планет размером с Плутон, а Плутон не такая уж и маленькая планета2000 км.

Планеты же, скажем, размером с Землю, по-видимому, нет. Если бы она была, ее можно было бы обнаружить. Если она находится на очень большом расстоянии, значит, ее обнаружат случайно когда-нибудь. Если говорить о возмущениях, то они очень малы. Но тем не менее они есть, и они остаются необъясненными. То есть еще остаются пока не понятые нами явления в физике небесных тел. Совсем необязательно, что положения небесных тел могут быть объяснены воздействием других планет. А есть явления, которые мы наблюдаем и которые приводят, по-видимому, к вот этим отклонениям в расчетах небесных тел. То есть все это необязательно объясняется воздействием какой-то гипотетической планеты".