НЕ БОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ

Какая керамика создаст квартиру мечты

5 марта 2008 в 18:59, просмотров: 499

Керамическая посуда… Она может быть ультрасовременной и стилизованной под архаику. Классических и современных форм. Она удобна и функциональна. Наконец, она просто красива. В чем же секрет популярности керамической посуды? Ее актуальности, не зависящей от времени?

Любовь на века

Действительно, на протяжении всей истории человечества именно керамика была основным материалом для изготовления посуды и различных аксессуаров для интерьера. Мастера Древнего Египта, а позже греческие гончары создавали из глины шедевры, которыми мы любуемся и по сей день. А ведь когда-то из них просто ели и пили… С течением времени мир неузнаваемо изменился, но мы по-прежнему отдаем предпочтение посуде и аксессуарам из керамики. Пожалуй, даже с большей любовью, чем столетия назад.

— Чем более технологичной становится наша жизнь — тем больше нам хочется окружать себя вещами экологичными, природными, теплыми, — рассказывает дизайнер-декоратор, преподаватель истории дизайна Марина Петько. — Именно такими являются изделия из керамики, ведь основным материалом для их создания служила и служит натуральная глина, белая или красная. Производство, конечно, стало более совершенным, но основные приемы, способы изготовления остались прежними: формовка, обжиг, роспись, окраска, покрытие глазурью.

Универсальный материал

— Сегодня в любом современном доме можно найти массу предметов из керамики. И это не только столовая посуда, предметы и аксессуары для сервировки стола. Вазы настольные и напольные, самых разнообразных форм и размеров, горшки для цветов, пепельницы, бонсай искусственных композиций, декоративные сосуды, настенные тарелки, различные сувениры великолепно украшают интерьеры жилищ, — говорит Марина Петько. — Дизайн современных керамических предметов позволяет им вписываться в любые стилистические границы — будь то модерн, минимализм или даже хай-тек. Можно приобрести их в рамках одной стилевой линии, и тогда они будут гармонично сочетаться между собой, становясь своеобразным лейтмотивом всего жилого пространства в целом — от кухни до прихожей.

Особенно актуально смотрятся однотонные предметы простых или авангардных форм, самых разнообразных оттенков — от пастельных до кислотных, глазурованные и окрашенные. Остаются популярными японские стилизации с изысканной чистотой традиционных форм. Белый и коричневый цвета, сочетания красного и черного здесь превалируют над остальными.

Тарелка  с персиками

Нельзя не обратить внимание на то, что в последнее время дизайн столовых сервизов стал несколько отличаться от классических образцов. Нет, вопросов формы новшества коснулись в меньшей степени, но зато в области расцветок, узоров и рисунков царит настоящий ренессанс.

Здесь есть яркие, огненные цвета, привлекающие внимание и радующие глаз. Солнечный желтый, сочный апельсиновый оранж, небесно-голубой, яркий зеленый, как весенняя листва. Есть, напротив, геометрические узоры нежных пастельных тонов. Жемчужно-серый, лавандовый, персиковый — мягкие, нерезкие цвета, которые дарят отдых утомленному взгляду.

— Тарелки и кувшины всех размеров и оттенков — ярко-синие, цвета охры, салатовые или белые, сплошь покрытые мелкими растительными узорами или орнаментом, интересно дополнят интерьер в стиле кантри. А керамическая посуда с голубым классическим рисунком на белом фоне, выставленная на полки, всегда была непременным украшением стен в столовой в скандинавских, шведских, английских домах, — говорит декоратор Егор Морозов.

Дачный колорит

Профессиональные дизайнеры отмечают любопытный парадокс. Изделия из керамики, окрашенные в яркие цвета, удивительно легко сочетаются между собой, даже когда оттенки в традиционном понимании являются несовместимыми. Причем связующим звеном становится именно яркость и насыщенность красок. Например, довольно органично в интерьере смотрится оранжевая чашка на зеленом блюдце или красно-синий заварной чайник…

На пике моды нынче немного экзальтированные, декадентские формы и предметы, которые апеллируют к старомодности и ссылаются на изысканные образцы культуры традиционных дачных посиделок начала ХХ века.

Глазурованная керамика, фуршетные блюда для рыбы в форме тех же обитателей морского дна, белоснежные сливочники. Декоративные фарфоровые бутылочки для разных разностей, говорящие об эстетике дамских будуаров довоенной Европы. Колоритные орнаментальные вазы, чаши и скульптурные композиции с эффектом чеканки, ручной гравировки, с серебристыми и золотистыми принтами и графикой из жидкого стекла. Нарочито деревенские вещицы из темной керамики: мельнички для специй с пробковой крышкой, пиалы, ложки-черпачки.

Отсутствие  дизайна

Привнесут оригинальное звучание в обстановку гостиной или столовой китайские вазы, обложенные осколками-черепушками, глиняные плафоны светильников, забитые “хворостом”, сосуды, заляпанные “грязью”, разномасштабные пышнотелые нагие женские фигурки — от напольного варианта до настольного. Китч всегда был и остается излюбленной темой молодых начинающих дизайнеров — в этом вопросе им, пожалуй, действительно нет равных.

Однако же ведущие специалисты-декораторы утверждают: хороший дизайн означает как можно меньше дизайна. О высоком качестве посуды речь здесь не идет, оно подразумевается изначально. Вообще же неспециалисту разобраться в качестве керамики очень сложно.

— Материал подлинных изделий должен быть абсолютно однородным, “стекловидным”, — объясняет Марина Петько. — Даже маленькие крупинки, которые можно разглядеть разве что в лупу, считаются изъяном.

Лучший способ убедиться в качестве керамической посуды — это, как и при покупке одежды, внимательно изучить ее “изнанку”. Если обратная сторона тарелки гладкая, блестящая, напоминает атлас, можно смело отбросить сомнения: перед вами высококачественное изделие.

Цвет тоже говорит о многом: в идеале он должен быть сливочно-белым, как слоновая кость.

Вдохнуть душу

Сегодня в интерьере также чрезвычайно распространены изделия из шамота (разновидность крупнозернистой глины). Шамот по фактуре напоминает древнюю керамику, покрытую патиной и порой даже слегка облупившуюся под воздействием времени. На ощупь это чрезвычайно теплый и мягкий материал, способный вдохнуть душу и передать атмосферу старины самому современному интерьеру.

Чего только не делали на протяжении истории из шамота, начиная с крупных архитектурных элементов, таких, как античные колонны, полуколонны, разнообразные рельефы фризов и фонтанчиков, и заканчивая всевозможными малыми формами: статуэтками, сувенирами, интерьерными тарелками, вазами, кружками и цветочными горшками…

Простая ценность

— Еще одна актуальная тенденция — вещицы из майолики (майоликой называют глиняные изделия из обычной коричневой глины). Изделия из этого материала довольно просты, но в этом и заключается их ценность, — считает декоратор Егор Морозов. — Часто керамические сувениры из майолики украшают лепниной или ажуром, ручной росписью или однотонным покрытием цветной глазурью. Узорчатые глубокие салатницы и многоцветные чаши, кувшины со множеством ручек по бокам и вдавленным рельефом, коллекционные пивные кружки, башмачки пастушки во французском стиле...

Все эти предметы предназначены не для повседневного использования. Они служат оригинальным аксессуаром, украшением дома, настоящим арт-объектом, наконец.

Форма на века

— Пластичность керамики, как мы видим, позволяет придать ей практически любую форму, — говорит Марина Петько. — Тем не менее чаще всего она по большей части близка к канонической. Тарелка всегда остается тарелкой, а чашка — чашкой. Эта форма шлифовалась веками, и, видимо, нет особой нужды в очередной раз изобретать колесо.

Сегодня простые вещи пленили людей. Мы ценим органичность, которая свойственна керамике, особенно если представить ее на своем месте — к примеру, в кухонном окружении дерева, камня и всевозможных плодов, приправ и солений… Неужели кого-то может оставить равнодушным эта бесхитростная, но такая теплая и уютная посуда?

Согласитесь, недаром керамика остается одним из любимейших объектов коллекционирования. Даже скромная чайная пара — чашка с блюдцем — может иметь немалую художественную и эстетическую ценность. Видимо, причина этого кроется в том, что керамические изделия несут в себе то очарование, над которым не властно даже могущественное время. А значит, керамика, как плод двух стихий — земли и огня, будет сопровождать нас еще очень и очень долго…

КИТАЙСКАЯ ЭСТЕТИКА

Особое место в истории посуды и предметов из глины занимает китайская керамика. Считается, что возраст первых керамических изделий, найденных на территории Китая, в долинах великих рек Хуанхэ и Янцзы, составляет 7—8 тысяч лет. Изготовляемые в Китае чаши, кувшины, вазы, фляги, блюда, чайники и многие другие изделия украшались различными поливами, рельефными и расписными узорами. Особой популярностью пользовалось изображение драконов, которое сулило хозяевам защиту от бед. Эти тенденции остаются актуальными и по сей день. Китайская керамика асимметрична, поскольку в природе, по мнению китайцев, нет ничего повторяющегося.

С точки зрения древнего учения фэншуй, керамика — отличный инструмент, позволяющий корректировать пространство. Очень символичны в этом смысле керамические наборы из нескольких предметов, изготовлявшихся, как правило, вместе с деревянными подставками различной высоты. В керамических наборах для саке часто используются два сосуда: один — мужской, другой — женский, и чаша (пиала), которая их объединяет (символы мужского и женского начала — инь и ян). Не меньшей популярностью пользуется изображение благожелательных иероглифов на керамических сосудах.

ЕВРОПЕЙСКАЯ  ТРАДИЦИЯ

Раньше в лучших европейских домах керамическая посуда, чаще всего бело-голубая, хранилась на кухне на открытых полках буфетов или навесных деревянных шкафов: тарелочки всех размеров, чашки с блюдцами, подсвечники, мисочки, заварочные чайники — все это может иметь разный рисунок, но общий колорит должен соблюдаться.

Сегодня такая настенная посуда служит в основном декором, тогда как раньше ею активно пользовались.

Еще один характерный атрибут интерьера в европейском стиле — декоративные тарелки разного размера и рисунка; на стене они создают своеобразную композицию. Такие же тарелки в гостиной ставятся на каминную полку.

ДИЗАЙН-ШУТКА

Популярен нынче в посуде и аксессуарах так называемый шуточный дизайн. Так, молодые дизайнеры-креативщики из Европы выпустили недавно серию предметов небанальных и довольно остроумных форм: миски с молочными каплями-подтеками по краям, настенные кашпо в форме торса лошади, белоснежная керамическая свинья в окружении керамических кактусов, солонки в виде привидений-касперов, классические фарфоровые блюда, замалеванные черными чернилами, безумные игрушки в духе азиатских аниме… Все эти вещицы уместно использовать в интерьере в качестве оригинальных акцентов. Главное — чтобы они не перебивали общий заданный тон обстановки.




Партнеры