Астрономы впервые смогли пронаблюдать, как формируются планеты | АНИМАЦИЯ

Международная группа астрономов впервые обнаружила самую раннюю (начальную) стадию образования планет земного типа.

Уильям Хербст из Уэслианского университета и его коллеги при помощи телескопов гавайской обсерватории Кека, обсерватории Ван Флека и обсерватории Майданака в Узбекистане, заметили, что протопланетный диск вокруг двойной звездной системы KH 15D содержит частицы пыли диаметром до миллиметра. Ранее же удавалось обнаружить лишь очень мелкие частицы.

Считается, что планеты земного типа образуются из частиц газопылевого протопланетного диска, которые постепенно сливаются в более крупные образования. Частицы, которые обычно удается наблюдать в подобных дисках на ранних стадиях планетообразования, имеют диаметр гораздо меньше миллиметра. Сама звезда KH-15D состоит из двух звёзд массой немногим менее солнечной, которые обращаются друг вокруг друга по орбите, целиком помещающейся в «дыру» в центре протопланетного диска (кольца).

Каждые 48 суток, обе звезды этой системы на 18 суток оказываются за диском, что вызывает ее сильное потускнение, информируют ученые. Геометрические особенности системы позволили ученым с помощью анализа света звезд установить, что в нем присутствуют теоретически предсказанные, но не наблюдавшиеся ранее миллиметровые частицы, состав которых ученые намерены изучить в дальнейшем.

АНИМАЦИЯ.

В будущем возможно формирование в KH-15D планетной системы, чем-то напоминающей нашу. Хотя, конечно, она всё же будет сильно от нее отличаться – планетам придётся крутиться вокруг двух солнц, и далеко не факт, что эта система окажется стабильной.

"Конечно, процессы формирования планетных систем до сих пор во многом остаются загадкой, - объясняет один из соавторов изысканий доцент физики и астрономии из Университета Райса, Кристофер Джонс-Крулл. - Мы считаем, что газопылевые диски возле недавно сформировавшихся звезд постепенно уплотняются, формируя микроскопические песчинки, которые в конечном счете, вырастая, становятся галькой, валунами и целыми планетами".

Источники: Nature, Wesleyan University (ПОДРОБНОСТИ), Rice University, Arxiv.org.