Вода – источник жизни. Но ее избыток опасен не менее, чем дефицит. Засухи и наводнения уносят больше человеческих жизней, чем все остальные стихийные бедствия. Однако было бы несправедливо винить в этом только природные силы. Зачастую человек идет на риск сознательно.
В некоторых районах мира страховые случаи, связанные с водой, происходят чаще, чем в других местах, и с большим ущербом. Но даже если потенциальная опасность в разных регионах оценивается как равная, последствия экстремальных явлений могут существенно различаться. Скажем, Нидерланды и Бангладеш сопоставимы с точки зрения опасности штормового нагона воды, но к угрозе наводнения в этих странах относятся совершенно по-разному.
Уязвимые ценности
Условно риск можно представить как произведение размера опасности на вероятность того, что она будет иметь место в конкретном месте, и на потенциальные последствия подобного явления.
Природные катастрофы случаются только при наличии двух условий: во-первых, должно произойти экстремальное стихийное бедствие, и, во-вторых, должны быть задействованы так называемые уязвимые ценности (люди, имущество). Согласитесь, крупное землетрясение где-то в безлюдной пустыне – не более чем явление природы. А вот малейший подземный удар в городе, не имеющем соответствующих средств защиты, способен вызвать природную катастрофу.
Иными словами, риск мал, когда малы опасность или уязвимость. На уязвимость можно воздействовать профилактическими мероприятиями.
Анализ ста наиболее смертоносных и ста самых дорогих природных катастроф за последние полвека говорит о том, что причиной чуть более половины всех случаев со смертельным исходом была засуха. В остальных катастрофах причиной гибели людей в более чем половине случаев послужил избыток воды. Почти половина общего числа потерь обусловлена наводнениями. И в последние десятилетия количество стихийных бедствий неуклонно растет.
По сравнению с 60-ми годами прошлого века суммарные убытки от крупных стихийных бедствий за десять последних лет выросли почти в семь раз. Человечество все более окружает себя ценными и одновременно уязвимыми вещами.
Помещения, в которых прежде хранились уголь и дрова, продукты и домашние заготовки, ненужные вещ сейчас превращены в комфортные пространства для жизни и работы. Теперь это помещения с дорогой одеждой и бытовой техникой, игровые комнаты и домашние рабочие кабинеты с компьютерами, любительские мастерские с дорогими инструментами для домашнего творчества.
Но главную проблему представляет контролируемое электроникой оборудование центрального отопления и нефтяные резервуары, чуть ли не удваивающие убытки в случае утечки нефти. В подземной части относительно больших жилых комплексов и коммерческих зданий часто находятся подземные автостоянки, централизованные системы контроля лифтов и кондиционеров воздуха, склады, а иногда даже и компьютерные центры. Всем этим, как и своей жизнью, владельцы рискуют в случае разливов рек и водоемов.
Причины наводнений
Наводнения могут быть вызваны самыми разными причинами. Немалую долю риска привносит деятельность самого человека. Помимо трех основных причин (штормовой нагон воды, разливы рек и катастрофический кратковременный паводок) есть немало особых случаев. В их числе цунами, наводнение в результате прорыва плотины, прорывные паводки ледниковых вод, затопление из-за завалов русла мусором, повышение уровня воды в морях и озерах, подпор в результате скопления стоячей воды, повышение уровня грунтовых вод и другие.
У штормового нагона воды, который может произойти на морском побережье или по берегам крупных озер, наиболее высокий потенциал убытков. За последние годы самыми известными, но отнюдь не единственными наводнениями, вызванными штормовым нагоном воды, были наводнения в Бангладеш, которые в 1970 году унесли жизни 300 тысяч человек и в 1991 году – 139 тысяч. И только недавно – в мае 2008 года – более 130 тысяч человек погибли и пропали без вести при штормовом нагоне воды в Мьянме, вызванном ураганом «Наргиз».
В последние годы благодаря серьезному усовершенствованию морских защитных сооружений, более точным прогнозам и эффективной системе заблаговременного оповещения потенциальные убытки от крупных наводнений этого типа удается уменьшить. Но в районах, представляющих собой узкую прибрежную полосу, штормовой нагон воды все равно чреват высокими потенциальными убытками.
С особой наглядностью это продемонстрировал ураган «Катрина», разразившийся в конце августа 2005 года. Он стал причиной штормового нагона воды, вызвавшего массовые разрушения в 200-километровой прибрежной полосе в штатах Луизиана, Миссисипи и Алабама и затопившего Новый Орлеан. Суммарный убыток составил 125 млрд. долларов (включая застрахованные убытки на сумму в 62 млрд. долларов). Это был самый крупный в истории убыток, вызванный всего одним страховым случаем.
Разливы рек происходят в результате выпадения обильных и обычно многодневных дождей на обширных территориях. Почва до предела пропитывается водой, и дождевые потоки уносятся прямо в озера и реки. Замерзшая почва дает тот же эффект, поскольку препятствует просачиванию влаги.
Разливы рек не бывают внезапными. Они нарастают постепенно, хотя иногда и крайне быстро. Область наводнения может быть очень обширной, если долина реки плоская и широкая, а река полноводная. В узких долинах площадь затопления ограничена относительно узким участком, расположенным вдоль реки, но водный поток может быть довольно глубоким и очень быстрым.
Кратковременный катастрофический паводок может произойти где угодно, поэтому он представляет угрозу практически для всех. Иногда такие паводки предвещают начало крупного разлива реки. Но обычно они являются самостоятельными локальными событиями, случайно разбросанными в пространстве и времени. Катастрофические паводки, как правило, вызваны интенсивными кратковременными ливнями, которые проходят над очень небольшой территорией, зачастую сопровождаясь грозами.
Высокая интенсивность потока вызывает эрозию почвы, что приводит к обрушению зданий и колоссальному увеличению суммы убытков. Термин «катастрофический паводок» используется также и в связи с ливневыми паводками на ровной местности, где наводнения происходят, потому что вода не успевает стечь из-за отсутствия необходимого уклона почвы.
Катастрофические паводки почти невозможно прогнозировать, потому что они развиваются буквально в течение нескольких минут. Но по своей продолжительности они значительно меньше, чем разливы рек, – большая часть воды сходит за несколько часов.
Цунами – волны, возникающие при вытеснении большой массы воды, – может произойти в результате сдвигов континентального шельфа в сочетании с землетрясением (как было в декабре 2004 года, когда на побережье Индийского океана погибло 210 тыс. человек), извержением вулкана, оползнем или падением в океан метеорита. Практически не ослабевая, волны распространяются во всех направлениях с большой скоростью. Длина волны (расстояние между двумя ее высшими точками) может достигать нескольких километров при высоте всего в несколько дециметров, из-за чего в открытом море цунами почти незаметно. Но когда волна цунами ударяет по побережью, ее кинетическая энергия превращается в потенциальную. Некогда легкая океанская волна становится монстром высотой до 20 метров, с разрушительной силой обрушивающимся на берег. Но разрушение происходит только в пределах узкой полосы, которая всего на 100–500 метров уходит вглубь суши, что имеет решающее значение для людей, живущих в прибрежных районах.
Обычно признаком приближения цунами становится отступление моря от берега. Если люди знают, как правильно истолковать такой знак, и удаляются от берега в поисках спасения, обычно они успевают добраться до безопасного места. Системы заблаговременного оповещения оправдывают себя только в том случае, когда есть возможность связаться с населением районов, куда идет цунами, и если люди знают, как нужно правильно вести себя, получив такое предупреждение.
Вода играет ключевую роль и во многих вулканических явлениях. Целые горы могут взорваться, если магма соприкоснется с водой. Вода может спровоцировать даже землетрясения, как было в 1967 году после сооружения водонапорной плотины в Индии.
На авось
Между ростом убытков и числом людей, проживающих в районе действия риска, есть прямая связь. Социальные причины не оставляют людям в бедных странах иного выбора, кроме как селиться в подверженных риску областях.
В промышленно развитых странах мотивация создается другими факторами. Обычно затопляемые поймы очень дешево продаются под застройку. Они привлекательны тем, что там легко строить, есть хорошие условия для создания необходимой инфраструктуры. Близость реки дает большие преимущества коммерческим и промышленным предприятиям, которым нужны большие пространства и иногда в больших количествах техническая и охлаждающая вода. Крупные реки и море дают дополнительные возможности перевозки грузов на судах.
Одни собственники не хотят осознавать опасности наводнения. Другие закрывают на это глаза до тех пор, пока не произойдет несчастье. Многие люди продолжают заблуждаться, думая, что наводнение можно остановить технологически с помощью профилактических мероприятий. Ощущение безопасности создают не только плотины и набережные, системы заблаговременного оповещения и наличие организаций по оказанию экстренной помощи, но также сознательное распространение ложной информации. Так, местные власти или группы, имеющие корыстный интерес (например тур-операторы), занижают остроту риска.
Масштаб затопления могут снизить технологические мероприятия, например, влагозадержание в специально отведенных для этого местах (места задержания паводка, польдеры, водохранилища) или использование плотин, которые направляют наводняющие массы воды в заранее отведенное место, возможно, через сбросные противопаводочные каналы. Но спасти от катастрофического наводнения они могут не всегда.
Эффективной мерой предосторожности и способом предотвращения убытка могла бы стать политика землепользования, запрещающая производить застройку рядом с водными массивами. Там, где этого не делают, многого можно добиться с помощью постоянных и временных структурных мер, корректирующих управление ценным имуществом и правильно реагирующих на опасность.
Но даже если эти мероприятия и снижают потенциальный убыток, остаточный риск все равно сохраняется. В таких случаях одной из наиболее эффективных мер может быть страхование. Оно позволяет в той или иной степени сделать будущие финансовые сложности, которые могут возникнуть при стихийном бедствии, менее неопределенными. За установленную премию владелец полиса получает финансовую защиту от подобной неопределенности в рамках обозначенной в полисе страховой суммы. Либо же, заплатив меньшую премию, страхователь может свести убыток к определенной франшизе.
Только в том случае, когда риск наводнения распределен между несколькими участниками, несущими ответственность по данному риску, можно эффективно уменьшить число катастрофических событий. Необходимо обеспечить сотрудничество между тремя участниками: государством, населением пострадавших районов и страховыми компаниями.
На плечах государства лежат системы наблюдения и своевременного оповещения, контроль расхода паводка. Государство, принимая соответствующие правовые положения, определяет масштабы использования районов, подверженных риску. Население же должно вносить свой вклад в профилактику убытков, осуществляя правильную застройку, и при этом должно быть готово к чрезвычайным ситуациям и способно правильно действовать в случае катастрофы. И наконец, страховые компании должны проявлять готовность компенсировать финансовые убытки. Хотя страховщики и не являются социальными институтами (в смысле оказания благотворительной помощи), они незаменимы в рамках социальной структуры.
Помимо профилактики индивидуальных несчастных случаев одна из основных функций страхования состоит в том, чтобы убедить клиентов в необходимости самим принимать необходимые меры предосторожности.
Заинтересованность в приобретении страховки проявляют только люди, живущие на берегах рек или на морском побережье и часто сталкивающиеся с наводнениями. Владельцы имущества, расположенного вдалеке от крупных водных массивов, чувствуют себя в безопасности и отказываются от страховой защиты. Следовательно, сообщество страхователей относительно невелико и, что особенно существенно, его члены подвергаются крупному риску.
Как правило, при урегулировании претензий добросовестные страховые компании реагируют очень быстро. Чисто материальная поддержка и психологическое воздействие быстрой помощи очень важны для потерпевших, поскольку у них появляется чувство, что их не бросили в беде. Именно этот фактор играет значительную роль на фоне волокиты, характерной для финансовой помощи, которую оказывает государство.
Что дальше?
Мало кто сомневается в том, что изменение климата, свидетелями которому все мы являемся, в значительной мере обусловлено человеческой деятельностью. Потепление приводит к увеличению количества осадков в одних районах и более продолжительным засушливым периодам в других. Но самое главное – экстремальные погодные проявления будут нарастать. Катастрофические события будут происходить чаще и будут связаны с более крупными убытками и более серьезными последствиями. Процессы запущены, и их не остановить.
Даже если мы знаем, что многие катастрофы отчасти были спровоцированы человеческой деятельностью, дело не только в ошибках. Нам просто придется свыкнуться с тем, что в нашей жизни постоянно есть опасность катастрофических природных явлений.
Важно осознавать это и не надеяться, что эти явления можно контролировать техническими средствами. Главное – уметь правильно реагировать на остаточный риск. Если мы будем действовать правильно, то сможем сделать существующий риск сносным, даже несмотря на то, что не в состоянии полностью контролировать его. Катастрофы – результат не только изменений, но и взаимодействия между политическими, финансовыми, социальными, техническими и природными факторами. Решающим становится понимание того, что мы бессильны предугадать, какое катастрофическое событие преподнесет природа. Как говорил Аристотель, «вероятно, что произойдет невероятное».
Год | Район(ы) основного бедствия | Кол-во жертв |
1970 | Бангладеш (штормовой нагон) | 300 000 |
2004 | Индийский океан, особ. Индонезия (цунами) | 210 000 |
1991 | Бангладеш (штормовой нагон) | 139 000 |
2008 | Мьянма (штормовой нагон воды, ураган «Наргиз») | 134 000* |
1999 | Венесуэла (сель) | 30 000 |
1985 | Колумбия (сель после извержения вулкана Невадо-дель-Руис) | 25 000 |
1977 | Индия (штормовой нагон) | 14 200 |
1985 | Бангладеш (штормовой нагон) | 11 000 |
1998 | Индия (штормовой нагон) | 10 000 |
1998 | Центральная Америка, особ.Гондурас (ураган «Митч») | 10,000 |
1999 | Индия (штормовой нагон) | 10 000 |
Самые убыточные катастрофические наводнения в мире, зарегистрированные после 1990 года
Место | Год | Район(ы) основного бедствия | Убытки | (млн. долл.) |
суммарные | застрахованные | |||
1 | 2005 | США (северное побережье Мексиканского залива, ураган «Катрина») | 125 000* | 62 000* |
2 | 1998 | Китай (Янцзы, Сонгха) | 30 700 | 1000 |
3 | 1996 | Китай (Янцзы, реки Желтая и Хуанхэ) | 24 000 | 445 |
4 | 2002 | Южная, Центральная, Восточная Европа (Эльба, Дунай) | 21 200 | 3400 |
5 | 1993 | США (Миссисипи) | 21 000 | 1270 |
6 | 1995 | Корея | 15 000 | H 0 |
7 | 1991 | Китай (Хуанхэ, озеро Тайху) | 13 600 | 410 |
8 | 1993 | Китай | 11 000 | H 0 |
9 | 2004 | Двенадцать стран Индийского океана (цунами) | 10 000 | 1000 |
10 | 1994 | Италия (Южные Альпы) | 9300 | 65 |
11 | 1993 | Индия, Бангладеш, Непал | 8500 | H 0 |
12 | 2000 | Италия, Швейцария (Южные Альпы) | 8500 | 470 |
13 | 2002 | Китай | 8200 | H 0 |
14 | 1999 | Китай | 8000 | H 0 |
2007 | Великобритания | 8000 | 6000 |