Cредним образованием займется президент

Дела со школьным образованием в стране настолько плохи, что специальное решение по этому вопросу готовит президентский Совет по науке и образованию, сообщил на правительственном часе в Госдуме глава Минобрнауки Андрей Фурсенко. 

В Минобрнауки не скрывают: в то время, как материально-техническая база российской школы постепенно улучшается, качество образования продолжает падать. Особенно наглядно это подтвердили итоги ЕГЭ-2008: «Четверть школьников не знают математики и еще столько же – русского языка», – констатировал глава ведомства. Провальность результатов столь очевидна, что качеством нашего все более среднего образования занялся президентский совет. Окончательно его решение еще не выработано. Однако о некоторых его деталях можно судить по разговору, состоявшемуся у министра с депутатами. 

Основную вину за сложившееся положение в министерстве возлагают на учителей. «Дело в качестве преподавания и в подходах. А это значит, что надо менять методику преподавания и качество подготовки учителей, чем мы и займемся», – заявил Фурсенко.

Переподготовка учителей худо-бедно началась (в 2008 году на повышение их квалификации из госбюджета выделено 650 млн рублей). Положительную роль, по расчетам министерства, сыграет и переход на новую систему оплаты труда: там, где она введена, учителя, по словам Фурсенко, получают в 1,5 раза больше, а хорошие – в два раза больше. Правда при этом, напомнил он, «повышения зарплат обусловлены структурными изменениями. В школе остаются только те, кто хорошо учат». 

В то же время «качество школьного образования – комплексный вопрос. Помимо нормальных учителей нужны также нормальные учебники и методоборудование», – отметил министр. Масса вопросов остается и в связи с полным переходом на ЕГЭ, притом, судя по всему, и на самом высоком государственном уровне – в сентябре, сообщил Фурсенко, мы будем подробно обсуждать, как преподавать и проверять знания по общественно значимым дисциплинам – литературе, истории, общественным наукам». А это значит, что ЕГЭ по этим предметам может быть отменен (ранее министр не исключал отмены единого госэкзамена по математике). 

Учить тоже будут по-другому: с принятием нового образовательного стандарта изменится школьная программа. Прежде всего в Минобрнауки обещают уменьшить нагрузки детей: «Мы возвращаем в школу ядро фундаментальных, базовых знаний. А все лишнее, что было понапихано в школьные программы, уберем», – пообещал глава ведомства. В частности, новые требования закладываются в стандарты по физкультуре. Из них, по словам министра, наконец-то уберут «надоевших коня с козлом, а их место займут игровые виды спорта». Да и самих уроков по физподготовке может стать больше: по словам Фурсенко, «надо бы за счет вариативной части школьной программы увеличить количество часов по физкультуре с двух хотя бы до трех в неделю». 

Достанется и высшему образованию. Министр, правда, не подтвердил собственных слов, что надо оставить лишь 50 университетов и не более 200 вузов, закрыв остальные, – это, по его версии, «была только экспертная оценка, высказанная мной в разговоре с президентом». Тем не менее, требования к вузам ужесточаются: «Мы разрабатываем новые требования, которым должны отвечать все вузы – государственные и негосударственные. И будем оценивать их вместе с образовательным сообществом и регионами», – заявил он. 

Никакой кампании по массовому закрытию вузов, по словам Фурсенко, не будет. Все пойдет в рамках установленной процедуры аккредитации. Ускоренное же закрытие может быть только по представлению самого региона или Союза ректоров. Тем не менее вузы уже закрываются десятками: в одном лишь Татарстане, по данным депутатов, за последнее время закрылись сразу 80 филиалов и представительств. И этот процесс продолжится. А чтобы регионы не сопротивлялись, Минобрнауки даст им гарантии сохранить для данной территории все бюджетные места, исчезнувшие вместе с закрытым вузом, дал понять глава ведомства. Например, чтобы открыть втузы – филиалы вузов на крупных предприятиях. Решение об их возрождении, по словам Фурсенко, уже принято.

Все уцелевшие вузы будут лучше учить, пообещал министр. Во всяком случае, на каждое студенческое бюджетное место будет отпускаться больше госсредств (в 2004 году на одного студента ежегодно расходовалась 21 тыс. руб., в 2008 – 75 тыс. рублей, а к 2012 году эту сумму планируется довести до 100 тыс. руб.). При этом сокращения бюджетных мест не предполагается, заверил он (по закону в России должно быть не меньше 170 студентов-бюджетников на 10 тыс. населения, а реально их сейчас 209). «Просто люди, которые будут учиться по бюджету, будут учиться только в хороших вузах», – отметил он. 

Впрочем, с финансированием вузов все тоже не так просто. Решающее слово в оценке качества работы вузов будет отдано работодателям. И уровень бюджетного финансирования, а также размер зарплат педагогов будет четко увязан с тем, насколько успешен выпускник. «Сейчас мы над этим работаем», – сообщил министр. Обещают власти прислушаться и к мнению образовательного сообщества, причем особенно внимательно, подчеркнул Андрей Фурсенко «МК», – к «точке зрения саморегулиреумых организаций в образовании – например, объединений лучших учителей или директоров школ, выигравших гранты. Они могут сыграть важную роль в связи с принятием нового образовательного стандарта или всей модернизации образования».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру