Прививка толерантности

В Москве прошел детский фестиваль “Tolerance Team”

26 ноября 2008 в 18:36, просмотров: 322

“А у вас негров бьют” — эта ставшая афоризмом фраза при всей своей неуместности в качестве аргумента во время спора о достоинствах социальных систем СССР и США тем не менее четко выражала одну мысль: в Советском Союзе вопрос межнациональных отношений не был актуальным. Как утверждают психологи, подавляющее большинство жителей “одной шестой части суши” ощущало себя в те годы частью единой общности, называемой “советские люди”. А все их страхи и неприязнь проецировались не на соседей, а на живущих где-то на “загнивающем западе” буржуев и капиталистов-эксплуататоров.

С детства граждане СССР знали, что расизм — это порок, свойственный только буржуазному обществу и абсолютно чуждый детям социалистического лагеря. Вспомните, с каким веселым недоумением советские люди смотрели на персонажа фильма “Цирк”, пытавшегося застыдить героиню Любовь Орловой словами: “Господа, у нее черный ребенок!” А кто не сопереживал чернокожему Максимке? Да и грузинский летчик Мимино, пытавшийся ухаживать за Ларисой Ивановной, вызывал у подавляющего большинства зрителей добродушную улыбку, а не желание прошипеть ему в спину: “Понаехали тут!” В то же время “Ку-клукс-клан” и “апартеид” были жупелами советской пропаганды, которыми можно было пугать как взрослых, так и малых детей.

Однако в 1991 году СССР распался, похоронив под своими обломками представление о дружной “семье народов”. Жизнь бывших homo soveticus круто изменилась, и спрятаться от этих перемен многие решили за железным занавесом ксенофобии. Сработал социальный закон Ньютона — чем больше действие, тем сильнее противодействие, чем более открытым становится общество, тем популярнее в нем ксенофобские и шовинистические идеи. Ведь всегда проще переложить ответственность за свои проблемы на того, кто кажется иным, чем попытаться разобраться в истинных причинах собственных неудач.

Вдобавок выросло целое поколение, для которого не только люди с другим цветом кожи, но и жители бывших советских республик — не соседи по общему государству, а чужаки, относиться к которым надо, в лучшем случае, с опаской. А ведь именно подростки в возрасте 14—18 лет становятся самой благодатной почвой для ксенофобских и праворадикальных идей. В психологии данный возраст называется периодом “бури и натиска”, поскольку основным мотивом поведения для него является желание выделиться. И неважно, каким именно образом. Сложный путь — отличиться успехами в учебе, спорте, творчестве. А есть и более простые варианты. Например, побриться “под ноль”, стать скинхедом. В голове у подростка складывается незамысловатая логическая цепочка: “Все говорят, что быть нацистом плохо? Тогда я буду рисовать свастики! Гитлер запрещен? Значит, я буду читать “Майн кампф”. А ведь на самом деле это ни что иное, как обращенное к окружающим послание: “Заметьте меня! Я не такой, как все!” Иными словами, за всем этим стоит обычное подростковое желание обратить на себя внимание, сделав что-то наперекор окружающим. Прибавьте сюда реальные проблемы открытого общества, и вот уже готов взрывоопасный коктейль, которым пропитываются неокрепшие умы.

Как и большинство болезней, ксенофобию проще предотвращать, чем лечить. Если человек уже инфицирован, иными словами, считает, что во всех его бедах по определению виноваты “чужие” — иностранцы, иноверцы, “буржуи” и так далее, разубедить его в этом довольно сложно, он будет глух к доводам разума. “Здесь нет ни одного универсального рецепта, — уверен вице-президент Российского психологического общества, доктор психологических наук Александр Асмолов. — Но я долгие годы утверждал и продолжаю утверждать, что, пока в стране не начнут детям с самого раннего возраста прививать основы толерантности, проблема ксенофобии будет актуальна. Учителя в школах должны делать акценты не на уничтожении одного общественного класса другим, а на примерах удачных компромиссов и взаимопомощи. Детям с 5—7 лет должны объяснять, что каждый человек имеет право быть иным, не похожим на тебя. Это долго и сложно, но это нужно делать. Другого пути нет”.

С мнением господина Асмолова сложно не согласиться. Поэтому в последнее время все чаще в обществе возникают дискуссии о необходимости ввести в школьные программы курсы, направленные на изучение культур, обычаев и религий разных народов, проживающих на территории России. Такие уроки могли бы стать противоядием чувству страха и отчуждения по отношению к “непохожим”. Но, к сожалению, подобные программы в нашей стране пока реализуются в основном по инициативе частных лиц и общественных организаций. Иными словами, сегодня акции и мероприятия, нацеленные на воспитание у школьников уважения к культурному многообразию, еще, к сожалению, очень редки.

В связи с этим особо хочется отметить прошедший на прошлой неделе в Государственном академическом детском музыкальном театре им. Натальи Сац первый детский фестиваль “Tolerance Team”. Поводом для этого праздника, в котором приняли участие 1200 учащихся московских гимназий, лицеев и ассоциированных школ ЮНЕСКО, стал международный День толерантности, отмечаемый 16 ноября.

Фестиваль был организован Фондом поддержки образования “Ноосфера”, учредителем которого является президент компании “Интеко” Елена Батурина. Пилотным проектом фонда стало введение уроков толерантности в Первой московской гимназии. За прошедшие с тех пор пять лет фонд активно сотрудничал с московскими школами при ЮНЕСКО.  А в 2008 к проекту “Толерантность” присоединились школы из Израиля и Индии, придав ему статус международного. За счет создания системы информационных и досуговых центров, грантовых и стипендиальных проектов фонд способствует развитию веротерпимости и толерантности в обществе.

Для пришедших на праздник школьников были организованы мастер-классы, призванные в игровой форме познакомить детей с основами толерантности. Также на фестивале детям доступным языком излагались основы мировых религий, и демонстрировалась внутренняя схожесть их нравственных норм. Под руководством опытных педагогов школьники получили возможность принять участие в диалоге культур, познакомиться с традициями народов мира, глубже узнать национальные особенности разных стран. Эти темы, по мнению организаторов мероприятия, закладывают прочную основу для толерантного воспитания будущего поколения, поэтому фестиваль “Tolerance Team” планируется сделать традиционным и ежегодным.

Если верить психологам, то именно такие мероприятия являются самым эффективным способом предотвращения заражения общества бациллами ксенофобии. Чем чаще подобные фестивали будут проводиться и чем больше школьников примет в них участие сегодня, тем более спокойным и толерантным будет наше общество завтра. Но для того чтобы эта концепция была претворена в жизнь, необходимо, чтобы мероприятия, развивающие толерантность, проводились не только по праздникам, а стали частью повседневной жизни всех российских школьников. А это возможно лишь в том случае, если уроки толерантности станут частью общегосударственной образовательной программы.



Партнеры