Бойня на Украине как эхо Второй мировой

Злоба дня

Злоба дня
Фото: Анатолий Гаранин

«Прошлое — лишь пролог» — в наступающий понедельник эта фраза Уильяма Шекспира будет звучать особенно зловеще. 1 сентября — это не только День знаний, но и годовщина официального начала чудовищной трагедии. 1 сентября 1939 года — ровно 75 лет назад — с нападения Германии на Польшу началась Вторая мировая война. В течение многих лет эта дата была интересна лишь любителям истории. Но в этом году все не так.

Возможно, я чересчур пристально вчитываюсь в сводки новостей. Но я физически ощущаю эту дату всем своим организмом. Я чувствую, что ее можно потрогать: протяни руку, и он здесь — тот страшный военный сентябрь. Мое поколение выросло с установкой: мир в Европе — это нечто дарованное нам изначально, у нас есть иммунитет перед «вирусом войны», который так исковеркал жизнь наших предков.

И вот в точке времени, в которой скрестились две страшные круглые даты — 100 лет с момента начала Первой мировой войны в августе и 75 лет с момента начала Второй в сентябре, — вдруг выяснилось: если такой иммунитет и есть, то он не носит абсолютного характера. «Мы можем выйти на страшное побоище в Европе» — этот апокалиптический прогноз Михаила Горбачева необязательно осуществится. Но Михаил Сергеевич на этот раз смотрит в корень. Дремавший долгое время европейский «вирус войны» проснулся и приподнял свою уродливую голову.

Прошлое никогда не уходит полностью, оно в какой-то форме остается рядом с нами и участвует в формировании будущего. Казалось бы, какое отношение первые этапы Второй мировой войны имеют к сегодняшней вспышке междоусобного конфликта на Украине? Самое прямое.

В 1939 году сталинский Советский Союз тоже откусил кусок от Польши. В состав советской Украины была включена значительная часть исторической восточноевропейской области, известной под названием Галиция: современные Львов, Ивано-Франковск, Тернополь и другие.

В 2014 году эти самые наши завоевания сыграли роль движущей силы государственного переворота на Украине. Затем агрессивная попытка «огаличивания» русскоязычного украинского юго-востока запустила механизм гражданской войны в стране. Оказалось, что 1939 год был не давно, а совсем недавно.

Не менее страшную роль в раскручивании нынешнего кризиса сыграло и обстоятельство иного рода. Политические элиты Америки и Европейского союза изрядно подзабыли уроки Второй мировой войны, или, если совсем конкретно, урок, который гласит: интересы Москвы необходимо учитывать, больно наступать каблуком на лапы русского медведя без крайней необходимости не рекомендуется.

Конечно, сдерживание Москвы было основой западного внешнеполитического курса как минимум с 1945 года. Конечно, осторожное, но поступательное продвижение Запада в зону нашей прежней геополитической ответственности наблюдается уже с 1991 года. Но только на рубеже 2013 и 2014 годов США и ЕС окончательно отбросили в сторону осторожность, здравый смысл и трезвый стратегический расчет.

Выступая 1 августа 1991 года перед Верховным советом Украины президент США Джордж Буш-старший заявил: «Свобода — не то же самое, что независимость. Американцы не будут поддерживать тех, кто добивается независимости, чтобы тиранию из центра заменить местным деспотизмом. Они не будут помогать тем, кто поощряет самоубийственный национализм, основанный на этнической ненависти».

О том, до чего может довести «самоубийственный национализм, основанный на этнической ненависти», Буш-старший знал не понаслышке. Он лично участвовал во Второй мировой войне и одно время был даже самым молодым военно-морским летчиком в мире. У нынешних западных лидеров такой «прививки» не было. Обама родился в 1961 году, Баррозу — в 1956 году, Кэмерон — в 1966 году. Ангела Меркель появилась на этом свете в 1954 году. Для всех этих деятелей Вторая мировая война — это что-то из книг, фильмов и рассказов престарелых родственников.

Запад охмурил себя своей собственной пропагандистской риторикой и открыто и безоглядно поддержал тот самый украинский «самоубийственный национализм», против которого предупреждал Буш-старший. Запад был уверен: гневные протесты Москвы не стоит принимать всерьез. Мол, Россия поругается-поругается, но снова смирится со своим статусом державы, которую выслушивают, но не слышат.

Вышло по-иному. Легкомысленное поведение Запада, помноженное на фантастическую безответственность киевских политиков (называть их «слугами народа» язык не поворачивается), привело к полураспаду Украины. Полураспад Украины привел к войне. Вот так и получилось, что две трагические годовщины были «ознаменованы» новой вспышкой боевых действий.

До западников, похоже, начало доходить, что они заигрались. Разговоры в стилистике «Россия, к ноге! А иначе мы сейчас тебя задавим санкциями!» или поутихли, или теперь идут вкупе с уговорами: «Мы, конечно, готовы вводить и новые санкции. Но вот чего мы по-настоящему хотим, так это нормальных отношений с Россией».

Это хороший знак. Знак того, что новое сползание Европы в пропасть большой войны еще отнюдь не запрограммировано. Впрочем, поживем и увидим. Поводов для пессимизма в годовщину начала Второй мировой войны ничуть не меньше, чем поводов для оптимизма.

Сюжет:

Украинский кризис

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру