История с подлодкой: «русскую угрозу» сохранят как стимул для военной политики Швеции

Слухи о российской субмарине у Стокгольмского архипелага оказались «уткой»

Российская подлодка, которая якобы появилась у берегов Швеции, по сообщению прессы скандинавской страны, оказалась выдумкой. В частности, одно из ведущих шведских изданий Dagens Nyheter сообщило, что местная военно-морская разведка опровергла информацию о подлодке в Стокгольмском архипелаге. «МК» обратился к эксперту, чтобы выяснить, с чем связано появление подобных «уток» и стоит ли ожидать их в дальнейшем.

Слухи о российской субмарине у Стокгольмского архипелага оказались «уткой»

Сотрудники крупнейшего шведского издания Dagens Nyheter сделали официальный запрос в военно-морскую разведку Швеции с просьбой предоставить копию записи якобы перехваченных сигналов таинственной российской подлодки. Но разведчики не дали никакой информации и не подтвердили появление российской подлодки вообще. «Я думаю, мне так же интересно, как и вам, почитать о русском сигнале о помощи. Но ничего подобного нет, информация неверна», - приводит шведское издание слова анонимного высокопоставленного представителя военно-морской разведки. В разговоре с корреспондентом Dagens Nyheter он назвал всю историю слухами.

«Нет ничего неожиданного в этом выводе, потому что все было предсказуемо, – рассказывает «МК» ученый-скандинавист из Балтийского федерального университета им. И. Канта, блогер Аркадий РЯБИЧЕНКО. – Для меня с самого первого дня ведения этой поисковой операции был очевиден результат, который и был достигнут – никакой лодки не было. Это уже фактически официальное признание Швеции, потому что Dagens Nyheter – одна из ведущих газет страны.

Могу сказать, что когда правительством Швеции был представлен проект бюджета – вдруг из СМИ полностью исчезли все упоминания о подлодке. Это было на следующий день после завершения операции. Как будто дали какую-то отмашку, и спектакль закончился. Наверное, организаторы этой акции сочли невыгодным «трату топлива» на дальнейшую операцию, которая в тот же момент и завершилась.

Недавно была встреча лидеров Северных стран, при участии лидеров государств Прибалтики. И главной темой в этой встрече стало русское вооружение и русская военная угроза в балтийском регионе. Точнее, не главной темой, но темой, которая наложила свой отпечаток. Вот это очень интересно выглядит на фоне новостей о подлодке. Прошло буквально три дня, как завершились ее поиски, а эта встреча прошла. Не знаю, была она запланирована или нет, но смысл в том, что вектор четко отслеживается, и это нужно отметить.

– То есть, на ваш взгляд, эта встреча вписывается в новости о подлодке?

– Да, здесь очень хорошо все выстраивается. Сообщалось о том, что балтийские лидеры выразили большую тревогу и провели параллели с российскими истребителями в военно-воздушном пространстве НАТО. Наверное, они имели в виду нарушение воздушного пространства Прибалтики. Премьер Латвии заявил: «Я не верю, что Россия будет нападать на страны НАТО, но они хотят показать свою силу». Можно сказать, что есть единство между милитаристскими лидерами в Швеции и милитаристскими кругами в Прибалтике. Мне кажется, что тут есть недвусмысленная претензия Швеции на то, что Прибалтика является зоной их интересов. Я много писал об экономической экспансии Швеции в Латвии, например, о том, чем это все закончилось в свое время…

– На ваш взгляд, в этой истории можно поставить точку или подобные провокации, «утки» о подлодках будут всплывать и дальше?

– Однозначно, они будут всплывать… Раньше еще звучали высказывания шведского верховного главнокомандующего Сверкера Йорансона по поводу того, что «русские идут». Это было начало 2013 года, когда он выступил с таким заявлением. Его официально за это дело пожурили, но политику он все равно свою продолжал, и его высказывания оказывали воздействия на решения комиссии по обороне и решения других органов… «Русская угроза» должна обязательно сохраниться как стимул для военной политики Швеции. Недавно Dagens Nyheter написала, что исторически стокгольмские шхеры являются традиционно шведской территорией, где все время ожидали нападения русских. Мне кажется, что если в будущем какие-то провокации продолжатся, они будут иметь место также в шхерах. Может, будут какие-то поиски подлодки, а, может быть, и нет. На самом деле, необязательно проводить масштабную военную операцию. Можно сделать какие-то провокационные заявления – наподобие тех, которые сделал главнокомандующий и уже пожинать плоды, получать от этого дивиденды. Сейчас речь идет о будущем шведской обороны. В свое время шведские военные готовились к тотальной войне с Советским Союзом. После Второй мировой войны, когда началась «холодная война», была разработана концепция обороны страны, основанная на аксиоме грядущего нападения СССР. Считалось, что Советский Союз рано или поздно обязательно должен напасть на занимающую стратегическое положение Швецию. Считалось, что когда СССР нападет, группировка должна немного задержать эти войска, а потом начнется партизанская война, в которой должно было принимать участие большинство боеспособного населения, поскольку вплоть до 2010 г. в Швеции действовала всеобщая воинская повинность. Но как показало время, это оказалось лишней тратой ресурсов: в 90-е годы было официально признано, что СССР не планировал нападать на Швецию. Началось разоружение, сокращения в армии. В 2009 году в Швеции стартовала военная реформа, согласно которой армия будет иметь мобильную группировку с не очень большими ресурсами. И в последние годы велись споры, в каком формате лучше всего ввести эту реформу. Шведские военные, конечно, не в восторге от таких перспектив. Убедить общественность, что армии нужно больше ресурсов лучше всего можно только при наличии российской угрозы. У сторонников укрепления армии нет другого выхода и нет другого противника, которого она могла бы презентовать общественности. Если угрожать Швеции армией «Исламского государства» - шведские обыватели отнесутся к этому со скепсисом. Мне рассказывали, что есть много людей старшего поколения, которым в детстве мама говорила: «не плачь, придет русский – тебя заберет». Для шведов – конечно, не для всех – русский – это страшилка. И она будет использоваться военными и политиками. Есть такое понятие – «страх перед русскими». Оно официально используется учеными и журналистами. Не только в Швеции, но и за ее пределами».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26662 от 29 октября 2014

Заголовок в газете: «Утка» с подлодкой

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру