Путин подписал закон о призывах к экстремизму

1 млн рублей - такова отныне цена "смутных" лозунгов в СМИ

Наказания для представителей медиа-индустрии за призывы к экстремизму или терроризму увеличены в десять раз. Соответствующие поправки в КоАП утвердил своей подписью Президент РФ. Теперь за «взрывные» лозунги, вносящие смуту в головы читателей и зрителей, СМИ будут наказываться штрафом до миллиона рублей. 

1 млн рублей - такова отныне цена "смутных" лозунгов в СМИ
Владимир Путин.

Изменения внесены в статью 13.15 КоАП «Злоупотребление свободой массовой информации». Согласно поправкам, штрафом от ста тысяч до миллиона рублей теперь будут карать за производство или выпуск СМИ, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности. Аналогичные санкции предусмотрены за публикации, оправдывающие действия террористов или экстремистов, а также материалы, авторы которых пытаются выставить теракты как нечто необходимое, а самих террористов – как мучеников и борцов за некую высокую идею. Кроме того, миллионный штраф можно теперь получить за хранение экстремистских материалов в целях их дальнейшего массового распространения.

По ранее действовавшему законодательству наказание по этой статье составляло от 50 до 100 тысяч рублей.

Кроме того, весь тираж издания, в котором найдут запретные лозунги и формулировки, будет подлежать конфискации.

Напомним, разработка поправок, ужесточающих наказание для СМИ за распространение призывов к экстремизму, была инициирована после беспорядков в Бирюлеве, произошедших в октябре 2013 года. Первоначальная версия законопроекта предполагала еще одно нововведение. Штрафовать предполагалось также и за «пропаганду культа насилия и жестокости». Однако этот пункт не прошел на стадии рассмотрения поправок в думских комитетах из-за риска произвольной трактовки. По мнению законодателей, разграничить, где имеет место пропаганда, а где – реальное доведение информации до зрителя или читателя, было бы крайне сложно.

Вместе с тем, как считают эксперты в сфере лингвистических экспертиз, выявить истинно экстремистскую формулировку в журналистском тексте тоже не так-то просто.

«Решать, есть ли в тексте призывы к экстремизму или нет, - это дело следствия и суда», - пояснил «МК» доктор филологических наук, заведующий отделом экспериментальной лексикографии Института русского языка РАН Анатолий Баранов, - «Эксперт-лингвист лишь выявляет смыслы, заложенные автором в текст».

Так, лингвиста должны насторожить высказывания, приписываемые какой-то группе людей по национальному или религиозному признаку. Причем эти высказывания должны трактоваться массовым читателем однозначно негативно.

«К примеру, возьмем фразу: «Евреи несут ответственность за развязывание Второй мировой войны», - говорит Баранов. - «Здесь негативные действия и побуждения приписываются целой нации, причем приписываются неправомерно, а значит, эксперт увидит экстремизм».

В целом, как отмечают эксперты, лингвистические методики выявления экстремистских смыслов разработаны хорошо. Так что главное – не нарваться на ангажированного специалиста, которому будет мерещиться в тексте несуществующий смысл. Однако исключить неправильные оценки на сто процентов невозможно. «Известны экспертизы, когда лингвист видел во фразе «бей хачей» не экстремизм, а…иронию!», - рассказал Баранов.

Что тут скажешь? Остроумные люди остроумны во всем. А те, кому надо "разжечь", смогут сделать это на ровном месте, без малейшей подоплеки... 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру