«Сделка с правосудием» больше не гарант смягчения приговора

Показания пошедших на нее больше не будут железным доказательством

Госдума приняла во втором, решающем чтении законопроект, который призван защитить обвиняемых от оговора соучастниками, заключившими «сделку с правосудием». Одновременно в парламент внесен законопроект, разрешающий заключать «сделки», сообщив о других преступлениях, а не тех, в совершении которых обвиняется гражданин.

Показания пошедших на нее больше не будут железным доказательством
Удальцов.

Институт «сделки с правосудием» появился в российском уголовно-процессуальном законодательстве в 2009 году (у нас он называется «досудебным соглашением о сотрудничестве»). Взамен на признание вины, согласие с обвинением и обещание активно помогать следствию обвиняемому обещается ускоренное правосудие и наказание до половины срока от максимального по данной статье Уголовного кодекса.

Число дел, рассматриваемых судами в особом порядке, неуклонно растет. По данным Судебного департамента при Верховном суде РФ, в 2014 году они составили 66% дел, рассмотренных мировыми судьями в первой инстанции, и 63% дел, первой инстанцией по которым являются городские и районные суды. При этом в УПК есть статья 90, закрепляющая т.н. преюдицию: обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором суда, признаются другим судом, прокурором или следователем «без дополнительной проверки», как железное доказательство. И чем дальше — тем больше случаев, когда заключивший «сделку» дал показания на подельников и уже осужден, а другие фигуранты дела, которые на «сделку» не пошли, потом не могут оспорить эти показания.

Именно преюдиция привела в колонию за покушение на мошенничество депутата Госдумы Константина Ширшова (КПРФ). На основании показаний соучастников, пошедших на «сделку», в значительной степени основано и обвинение против другого депутата Госдумы, Алексея Митрофанова («СР»), и против некоторых фигурантов «болотного дела».

Около года назад группа депутатов из «СР» и КПРФ внесла законопроект, предложив ограничить действие преюдиции. «Осуждать других людей на основании приговора, основанного только на показаниях осужденного по другому приговору, когда подсудимые фактически лишены возможности оспаривать такое доказательство, недопустимо», — говорится в пояснительной записке к документу. Думский Комитет по законодательству поддержал инициативу, правительство дало положительное заключение, и закон может вступить в силу уже в июле. Применительно к делам, по которым судопроизводство проводилось в сокращенной форме, делам, которые рассматривались без проведения судебного заседания, и делам в отношении подсудимых, с которыми заключено «досудебное соглашение о сотрудничестве», преюдиция действовать не будет.

А 9 июня группой депутатов из «ЕР» и КПРФ во главе с председателем Комитета по конституционному законодательству Владимиром Плигиным был внесен в Госдуму еще один законопроект, касающийся «сделок с правосудием». Он, по мнению авторов, направлен на устранение тех недостатков, на которые неоднократно обращал внимание генпрокурор Юрий Чайка. На парламентских слушаниях в Совете Федерации он, к примеру, говорил: «в других странах виновный, заключивший подобное соглашение, прежде должен выполнить свои обязательства по содействию следствию, только потом получать снисхождение в суде. У нас наоборот. Сама суть этого института, призванного содействовать изобличению организованной преступности и коррупции, извращена стремлением некоторых прокуроров и следователей упростить свою работу по делам других категорий».

«Нередко лица, заключившие соглашения о сотрудничестве, сообщают о тех, кого невозможно привлечь к уголовной ответственности, например, в связи с их смертью, безвестным отсутствием, либо сообщают только о своем участии в совершении преступления», — говорится в пояснительной записке к внесенному законопроекту: прокурору предлагается дать право отменять действие «сделки» в таких случаях еще до суда, а если факт нарушения условий «сделки» выяснится после приговора, приговор этот может быть пересмотрен в худшую сторону.

Зато возможности для заключения «сделки» расширяются: можно будет рассчитывать на снисхождение, дав показания не только по «своему» делу, но и сообщив сведения о других преступлениях, по которым еще только проводится доследственная проверка.

Эту инициативу профильный Комитет по законодательству рассмотрит уже в осеннюю сессию.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26832 от 11 июня 2015

Заголовок в газете: Защита от «сделки с правосудием»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру