Официальные итоги выборов в Турции: плохой и ещё хуже

Что оппозиции не нравится в президенте Эрдогане?

По прошествии двух недель после парламентских выборов, состоявшихся в Турции 7 июня, об этом можно уже заявлять ответственно: всенародно избранный в августе 2014 года президент Турецкой Республики Реджеп Тайип Эрдоган (РТЭ) – «плохой». Даже не так. «ПЛОХОЙ», крупным кеглем и в верхнем регистре. Это вам скажет любой из проголосовавших за оппозиционные партии страны 60% избирателей. Список их претензий широк: экономика, безработица, права человека, авторитаризм РТЭ.

Что оппозиции не нравится в президенте Эрдогане?

Это вам скажут три ведущие оппозиционные партии, за которые проголосовали те самые шестьдесят процентов избирателей. По отдельности, разумеется. Продолжая перечень с авторитаризма: борьба с инакомыслием, исламизация, коррупционные скандалы 17-25 декабря 2013 года, «незаконная» и «пафосная» застройка в виде нового президентского дворца, суперпрезидентские амбиции и выход за рамки полномочий РТЭ.

Не останутся в стороне первые лица ближневосточных стран. Есть что добавить в Сирии, Ираке, Египте, Ливии. Арабская весна, «Братья мусульмане», антиасадовская коалиция, ИГИЛ, Триполи - Тобрук, Мурси vs Сиси. Привычно особняком, но опять в том же ряду стоит Израиль. Вновь к списку: знаменитое выступление РТЭ «one minute please» на Давосе в адрес Шимона Переса и судно «Мави Мармара», как символ освобождения палестинского народа и прорыва блокады Сектора Газа. Итог: в ближневосточной прессе туркам впору давать объявление «Ищем соседей (можно не славян) с нулём проблем!».

В антагонизме с РТЭ официальные лица в США и в Евросоюзе. Их список схож с предыдущими: попирание прав человека, жёсткое подавление протестов на площадях страны, отсутствие на должном уровне демократии и свободы слова, и, напротив, присутствие на неприемлемом уровне авторитаризма РТЭ. Кому-то на Западе больше нравится ярлык «халифат», кому-то «султанат». В общем, по всему получается «восточная автократия». Можно лишь изумиться тому, что в «халифате» не смогли «нарисовать» себе нужный результат выборов. Делов-то... Плюс, туда же, поиск турками партнёров по всему периметру: атомная электростанция и «Турецкий поток» – из России, а инвестиции и ракеты из Китая. На глазах у США, ЕС и НАТО. Хотя это предпочитают оставлять за кадром.

Появился и свой «Брут». Публикация буквально пару дней назад книги «12 лет с Абдуллой Гюлем», то есть с предшественником РТЭ на президентском посту, уже наделала в Турции немало шума. В этой книге, опубликованной автором, как понятно из названия, ни на шаг ни отходящим от экс-президента вот уже более десятилетия, проливается свет на оказавшиеся на поверку не такими радужными отношения между тогда ещё президентом Абдуллой Гюлем и премьер-министром Реджепом Тайипом Эрдоганом. Близкий партийный товарищ со страниц книги сознаётся, что всё было далеко «не безоблачно» и, оказывается, он не всегда был согласен с решениями РТЭ. Разумеется, принимаемыми последним единолично.

Впрочем, то, что РТЭ, являясь лицом правящей Партии справедливости и развития (ПСР), находится не на пике своей популярности у избирателей ощущалось и до выборов. В турецкой экономике, действительно, наметилась пробуксовка, что не может не отражаться на жизни обычных людей. Громкие скандалы и разоблачения вокруг власть предержащих не способствовали имиджу руководства страны. А желание перевести Турцию на президентскую форму правления столкнулось с отчаянным сопротивлением оппозиции и нельзя сказать, чтобы было безоговорочно поддержано даже внутри самой правящей партии. Увязав реформу власти в Турции с парламентскими выборами, ПСР, помимо всего прочего, стала заложницей популярности или, получается, непопулярности этой идеи РТЭ у населения. Про международный аспект опустим, поскольку, это совсем отдельная тема. Заметим лишь, что Западу не мила, в первую очередь, не «антидемократическая» Турецкая Республика, а скорее излишне самостоятельная и самоуверенная.

Конечно, понятно, что политический деятель масштаба Реджепа Тайипа Эрдогана (с масштабом-то уж точно не поспоришь) – не крупная денежная купюра, чтобы всем нравиться. Но чтобы настолько...

Поражает масштаб дискуссии среди либеральной общественности относительно «плохости» президента Эрдогана. Говорить о том, что он делал и сделал что-то хорошее для страны – неприлично и смотрится как вызов общественному мнению. Оценить по достоинству положительный и долгосрочный эффект проведённых в стране реформ и принципиальность президента Реджепа Тайипа Эрдогана и правящей партии в отстаивании национальных интересов, даже если выбранный курс в ряде вопросов на поверку оказался ошибочным, в публичном пространстве никто особо и не пытается.

По всему получается, что нет и не было ничего хорошего. Похоже, громкое ниспровержение кумиров – это удел большинства стран. А более взвешенная формула «Мао на четыре пятых был прав и на одну пятую ошибался» может появиться только в многомудром Китае.

Теперь, после не слишком убедительного выступления правящей партии на выборах, впервые за тринадцать лет, РТЭ стал окончательно и бесповоротно «плох». Кстати, по иронии судьбы, на своих первых выборах в 2002 году, результат Партии справедливости и развития был даже несколько ниже, чем сейчас. Что тогда позволило партии сформировать однопартийное правительство, а сегодня, нет.

Окончательные итоги выборов, обнародованные буквально только что Высшим избирательным советом Турции, сюрпризов не принесли, лишь закрепив всем известные предварительные результаты. Партия справедливости и развития получает 258 депутатских мандатов. Оппозиционные движения, включая Народно-республиканскую партию (НРП), Партию националистического движения (ПНД) и Демократическую партию народов (ДПН), получили 132, 80 и 80 кресел соответственно.

Ещё не «остыли» избирательные урны, как партии-участницы и сторонние наблюдатели приступили к мозговому штурму касательно возможных вариантов коалиций между упомянутыми выше политическими движениями. Складывая при этом в различных комбинациях цифры 258, 132, 80 и 80. Существенные ограничения на количество возможных комбинаций накладывают так называемые «красные линии», которые партии начали прочерчивать вокруг себя, обязуясь, хоть и быть конструктивными, но ни под каким видом их не пересекать.

За всем многообразием сказанного и написанного за истекший после парламентских выборов двухнедельный период нетрудно увидеть главное – генеральную линию оппозиции на укрощение амбиций «плохого» президента Реджепа Тайипа Эрдогана, отрыв его от Партии справедливости и развития и устранение от активного участия во внутриполитической жизни. А это, в свою очередь, «красная линия» уже для РТЭ... Так они, пожалуй, не договорятся. Во всяком случае с президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом. С ПСР – пока непонятно, поскольку торг только начинается и обещает быть по-восточному жарким. Обратный отсчёт отведённых законом сорока пяти дней для формирования правительства пошёл. Первая попытка - за председателем Партии справедливости и развития, получившей самое большое число голосов на выборах, Ахметом Давутоглу. Сорок пять...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру