Путин: «Кому-то хочется, чтобы в него плевали?»

За немалые деньги участники Петербургского форума выслушали не лучшую речь президент

Выступление Владимира Путина на Петербургском международном экономическом форуме явно было не лучшей речью президента. Как и предсказывали эксперты, он воздержался от критики западных партнеров за продление санкций и арест имущества России за рубежом и не провозгласил никаких конкретных структурных реформ. Вместе с тем бизнес узнал, какие цели ставят перед собой российские власти: довести рост экономики до среднемировых 3,5%, увеличить производительность труда на 5% и снизить инфляцию до 4%. В какие сроки это может быть достигнуто, президент не уточнил. Как известно, сейчас отечественная экономика, переживает период глубокой стагнации.

За немалые деньги участники Петербургского форума выслушали не лучшую речь президент

тестовый баннер под заглавное изображение

В ожидании выступления российского президента участники форума в буквальном смысле слова штурмовали зал. По сравнению с прошлым годом количество мест в нем увеличили, но все равно на всех не хватило. Владельцы красных бэджей готовы были растерзать обладателей желтых карточек: к моменту начала пленарного заседания в их секторе еще оставались свободные стулья, но доблестные сотрудники службы безопасности "чужих" не пропускали. "Мы, между прочим, генеральные спонсоры!" - в голос возмущалась холеная дама. "А мы заплатили, чтобы сюда попасть, лишние 60 тысяч рублей. Могли бы сейчас спокойно сидеть перед телевизором и пить чай!" - вторили ей представительные мужчины в пиджаках Brioni. Однако их жалобы ни к чему не привели: к моменту появления на сцене Владимира Путина человек 50 по-прежнему продолжали стоять в проходах.

Президент должен был выступать на фоне внушительной панорамы северной столицы: картина за его спиной охватывала пространство от Зимнего дворца до Растральной колонны. ВВП сразу пояснил, что это не случайно: Петербург - "символ открытости России, ее намерения сотрудничать со всеми странами и вместе идти вперед".

Хотя в Кремле опровергали утечку "Блумберга" об основных тезисах речи президента, надо сказать, что на самом деле источники агентства оказались недалеки от истины. Путин никого не критиковал: его речь, действительно, была политически нейтральной и не содержала никаких громких заявлений, в том числе о необходимости серьезных структурных реформ. В какой-то момент стало вообще не понятно, к кому обращается докладчик.

О том, как Россия собирается выстраивать дальнейшие отношения с западными партнерами в условиях продления санкций, президент не сказал практически ни слова. Зато долго рассказывал о запасах золотовалютного и резервного фондов, успехах отечественной мясо-молочной промышленности, а также поддержке малого и среднего бизнеса.

Он напомнил, что российское правительство уже приняло конкретные шаги по либерализации налогового законодательства. Ставки не будут меняться в течение 4 лет вне зависимости от внешней и внутренней конъюнктуры. А капиталы, возвращающиеся из-за границы, не попадут под налогообложение. В целом "Блумберг" отказался прав: Путин подтвердил, что пик кризиса пройден, а трудности только сплотили страну. "Мы уверенно проходим через полосу трудностей за счет того, что экономика России в предыдущие годы накопила внутренний запас прочности", - подчеркнул он. По правде сказать, речь ВВП не вызвала особого отклика в зале. Некоторые участники недоуменно переглядывались. А сидящий рядом со мной французский бизнес-консультант в момент рассказа о необходимости дуального образования и вовсе заснул.

Модератор пленарного заседания Чарльз Роуз попытался расшевелить аудиторию, переведя дискуссию в политическую плоскость. Он начал с вопросов о ситуации на Украине, но и тут российский президент не сообщил ничего нового, отметив, что Россия ждет выполнения Минских соглашений - в них перечислены все шаги, необходимые для стабилизации. Это во-первых, проведение конституционной реформы, во-вторых - имплементация уже принятого закона об особом статусе ДНР и ЛНР и, в-третьих, организация местных выборов. Ну а главное - надо, наконец, наладить прямой диалог между Киевом и Донбассом. Без этого ничего не получится. Тогда господин Роуз решил зайти с другой стороны и поинтересовался: в чем проблема отношений между Россией и США?

- В навязывании стандартов и решений, - оживился Путин, - Позвольте нам самим определить наши интересы и потребности, исходя из нашей истории. Лозунг "Кто не с нами, тот против нас" - разве это диалог? Это ультиматум! Не надо с нами разговаривать языком ультиматумов.

- То есть вы хотите, чтобы ваше мнение уважали? - уточнил Роуз.

- А это что, какой-то эксклюзив? Разве кому-то хочется, чтобы в него плевали? - в тон ему ответил ВВП.

Внешнеполитическая риторика Путина оказалась созвучна выступлению греческого премьера Алексиса Ципраса - одного из самых долгожданных гостей питерского форума. Понимая, что большая часть аудитории по-прежнему недоумевает, почему он находится здесь, а не в Брюсселе, где решается судьба Греции как части еврозоны, Ципрас сразу пояснил, что современный мир является многополярным. И Россия играет в нем не меньшую роль, чем Европа и США. "Да, мы сейчас находимся в эпицентре тайфуна, но мы морской народ и не боимся выходить в новые моря, чтобы прийти в еще более безопасный порт", - заявил Ципрас.

По его словам, имеющиеся проблемы - это проблемы не только Греции, но и всего Евросоюза.

- Конечно, если вы кому-то должны, то это уже не ваша проблема, а ваших кредиторов, - подколол коллегу Путин.

Впрочем, в критике политики Евросоюза Ципрус оказался далеко не одинок. Его охотно поддержали другие западные политики, принявшие участие в специальном заседании "Валдайского клуба" (Россию на нем представлял первый вице-премьер Игорь Шувалов). Экс-премьер Франции Франсуа Фийон, бывший президент Чехии Вацлав Клаус и отставной министр иностранных дел Италии Франко Фраттини по-разному и очень эмоционально говорили об одном и том же: Россию нельзя оставлять в политической изоляции, нужно искать точки соприкосновения и не мешать развитию экономических связей.

"Сталин разговаривал с де Голлем. По какой же причине Европа сейчас не хочет разговаривать с Путиным? Это абсурдно!" - восклицал г-н Фийон. Экс-президент Клаус признался, что современный мир становится все больше похож на утопию Оруэлла "1984": взамен коммунизма, навязываемого СССР, Чехия и другие восточно-европейские страны получили современный социализм - систему, которая очень далека от принципов свободного рынка и идеалов пан-европейской демократии. "Международное сообщество не может находиться под контролем только одного центра, - поддержал чеха (а вместе с ним и Владимира Путина) Фрасуа Фийон, - нельзя допустить ситуации, чтобы только США решали все проблемы, тем более, что они уже обломали зубы в Афганистане и в Ираке".

Однако наиболее ярким выступлением отличился бывший глава МИДа Италии Франко Форетти. "Мне стыдно за своих коллег! - честно признался он, - Впервые в истории Евросоюза такое важное решение, как продление санкций, было принято 28 послами вместо политической дискуссии на уровне министров иностранных дел". "Это все потому, что в современной Европе нет сильных политических лидеров!" - с сожалением добавил он. Игорь Шувалов подарил журналистам одну из самых ярких цитат форума, сравнив западные санкции с мороженым. Если в прошлом году оно было, что называется "с лотка", то сейчас "полежало на солнце и растекается". Он выразил мнение, что денежные потоки сопоставимы с природными, а вода, как известно, "дырочку найдет". "Капитал не обманешь, бизнес все равно будет требовать взаимодействия с Россией и создания общего экономического пространства", - на оптимистической ноте резюмировал Шувалов .

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26838 от 20 июня 2015

Заголовок в газете: «Кому-то хочется, чтобы в него плевали?»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру