Обама получил поддержку сенаторов: соглашение с Ираном состоится

Необратимость президентского вето обеспечена

При всем воображении сравнить сенатора-демократа Барбару Микульски с каплей воды вряд ли кому-нибудь удастся. Но вот в среду, 2 сентября, она ею стала. Не той, которая переполняет чашу, а той, которая наполняет ее до краев. В среду этот ветеран женского восхождения на Капитолий объявила, что будет голосовать за ядерное соглашение с Ираном. Таким образом президент Барак Обама собрал вокруг себя необходимое количество сенаторов, голоса которых обеспечат действенность его вето, как говорится, окончательно и бесповоротно.

Необратимость президентского вето обеспечена

Накануне августовских каникул несколько сенаторов-демократов, которые колебались в отношении соглашения, встретились в здании Капитолия с дипломатами из Британии, Китая, Франции, Германии и России. Дипломаты передали им свой объединенный весьма недвусмысленный месидж: ядерное соглашение с Ираном — наилучшее, чего можно ожидать. Пять мировых держав не намерены возвращаться к столу переговоров.

«Они в принципе заявили, причем единогласно: что достигнутое соглашение — это самое лучшее, чего можно было ожидать и теперь надо двигаться вперед, — вспоминает сенатор Крис Кунс, демократ от штата Делавер, который оказал решающую поддержку соглашению с Ираном, несмотря на имеющиеся у него сомнения. — Заявление дипломатов было весьма четким и сильным, оно гласило: мы не будем вместе с вами, если вы снова возложите санкции на Иран».

Для многих, если не большинства демократов, этот месидж пяти держав сыграл основную роль в их решениях. Они привели к тому, что в прошлую среду президент Обама обеспечил себе необходимое количество голосов для того, чтобы соглашение с Ираном было утверждено после его вето. Один за другим законодатели указывали на те предостережения, которые им делали лидеры других держав, принимавших участие в переговорах с Ираном. Представители этих держав заявили американским законодателям, что их санкции против Ирана будут сняты вне зависимости от того как поступят США.

Но победа президента, которая потенциально означает его победу, это сугубо партийная победа. Она была достигнута в результате активного сотрудничества между Белым домом и демократами-конгрессменами, которые успешно отбивали атаки республиканский критики. Противники соглашения имели существенную поддержку от своих союзников, которые выложили на стол 20 млн долларов для того, чтобы «убить» соглашение.

Демократы, используя опыт поражения в предыдущих летних сессиях, во время обсуждения вопросов здравоохранения на сей раз активно поддерживали позицию президента по Ирану, как в сенате, так и в палате представителей.

Под руководством конгрессмена Нэнси Пелози из Калифорнии, которая является лидером демократов и группой ее помощников, конгрессмены-демократы оркестрировали ежедневное обсуждение проблемы соглашения с Ираном на Капитолии. Для этого была создана так называемая «военная комната», которая помещалась в офисе г-жи Пелози недалеко от зала заседаний палаты представителей. Они рекламировали свои заявления и пытались разъяснить другим членам палаты представителей необходимость сомкнуть ряды для прохождения соглашения на Капитолии. Кроме того, они распространяли письма в поддержку соглашения, написанные их коллегами, а также пользующимися уважением экспертами. «Это был план и он продолжает действовать, — сказала г-жа Пелози в своем интервью. — Моя цель заключалась в том, чтобы собрать 100 конгрессменов к концу недели. Но теперь мы даже превзошли эту цель». Пелози признала, что большую роль сыграли воспоминания о том, как проходил на Капитолии план Обамы по здравоохранению.

Что касается администрации, она тоже не сидела сложа руки.

Члены кабинета Барак Обама и другие ответственные официальные лица администрации за последнее время переговорили непосредственно с более чем 200 конгрессменов и сенаторов. Сам президент разговаривал лично приблизительно со 100 законодателями или один на один, или собравшихся небольшими группами. Помощники президента говорят, что во время каникул, которые Обама проводил на Виноградниках Марты, он обзвонил 30 законодателей и что в его руках чаще можно было видеть телефонную трубку, чем клюшку для игры в гольф. Один из ответственных представителей администрации заявил, сохраняя в анонимном режиме свою фамилию, что стратегия Белого дома была во многом успешной благодаря деятельности министра энергетики Эрнста Моница. Мониц по профессии ядерный физик. Это помогло в переговорах с Ираном, но оно оказалось также «секретным оружием», когда достигнутое соглашение надо было «продать» законодателям. Во-первых, он излучал большое доверие, как ученый и потом, он мог объяснить ясно и убедительно суть соглашения без разных «снисходительностей», которые законодатели слышали от государственного секретаря Джон Керри. Но некоторые аргументы, приводимые Керри, тем не менее получили резонанс, в особенности когда он процитировал двух израильских экспертов по проблемам безопасности. Оба они открыто заявили, что соглашение с Ираном действенно. Первый — это Эфраин Халиви, бывший директор Моссада, израильской разведывательной службы. Второй — Ами Аялон, бывший директор Шин Бета, израильской внутренней службы безопасности.

Несколько законодателей заявили, что эти два израильских деятеля, как бы сбалансировали то влияние, которое оказал на конгресс премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху. Однако по мнению многих Нетаньяху несколько переборщил. Кроме того, компания против соглашения с Ираном имела целью не столько убедить демократов, сколько напугать.

Оппоненты соглашения заявили, что они не могут вспомнить таких политических баталий, в которых участвовали столь непосредственно Белый дом и г-жа Пелози. В тандеме они превратили это соглашение в тест партийной лояльности. Некоторые демократы были обеспокоены тем, что президент Обама настаивал: альтернативой принятия соглашения может быть лишь война. Некоторые сторонники пакта с Ираном были озадачены тем, что администрация критикует сенатора из Нью-Йорк Чака Шумера, который является №3 в демократической партии на Капитолии. Вместе с Шумером такой же критике подвергся сенатор Роберт Менендес из Нью-Джерси. Следует подчеркнуть, что Шумер и Менендес публично заявили о своей оппозиции к соглашению с Ираном. После заявления сенатора Никульски, что она поддерживает соглашение с Ираном, стало ясно — в сенате и палате представителей не наберется достаточно голосов для отмены президентского вето. Несмотря на это сторонники соглашения заявили, что они будут продолжать вести кампанию в пользу соглашения с Ираном. Как стало известно, большинство демократов, которые провели августовские каникулы в своих штатах, были атакованы многими избирателями с требованиями поддержать соглашение с Ираном.

Патрик Дортон споуксмен организации «Граждане за ядерно-свободный Иран», которое как раз ассигновало 20 миллионов на кампанию против соглашения, говорит, что произраильские активисты имеют единственный шанс, проголосовав против соглашения затвердить свою произраильскую позицию.

Другие оппоненты соглашения предсказывают, что демократы откажутся от своих голосов, если Иран нарушит соглашение. Одно республиканское официальное лицо заявило, что кампания против этого соглашения была несколько затруднена в связи с тем, что в президентской избирательной кампании принял участие и был очень активен в августе месяце Дональд Трамп.

Противники ядерного соглашения с Ираном подчеркивают, что победа президента Обамы обещает быть очень ненадежной и будет опираться исключительно на голоса демократов. «Мы верим, что сильная оппозиция этому соглашению посылает важный месидж всему миру — особенно иностранным банкам, деловой общественности и правительству о том, что в США имеются серьезные сомнения по поводу желания Ирана выполнить условия соглашения в долгосрочном плане», — заявил Маршалл Виттмэнн, споуксмен комитета по американо-израильским общественным отношениям. Но вот споуксмен Белого дома, точнее его совета национальной безопасности, Нетт Прайс высказал в среду такое мнение: «Президент и его команда глубоко заняты тем, что продолжают убеждать противников и сомневающихся в соглашении, что это лучший выбор, который препятствует Ирану заиметь ядерное оружие. Мы весьма рады тому, что растет число законодателей, которые поддерживают это соглашение».

Николас Барнс, бывший заместитель государственного секретаря по проблемам политики недавно заявил, что на слушаниях в Конгрессе он выступил за принятие соглашения с Ираном. «Республиканцы доминировали на этих слушаниях. Они объединены и у них общая позиция против соглашения. Они очень агрессивны». Большое влияние на то, как будут голосовать сенаторы имело заключение экспертов о том, что 15-летний лимит ядерных материалов, необходимых для создания оружия, замедлит вооружение Ирана более чем военное нападение на него. Далее следует ссылка на экспертов разведки, которые говорят, что военное нападение на Иран отсрочит ядерную программу Тегерана всего на 3 года.

Мэлор СТУРУА, Миннеаполис

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру