Коммунисты собираются голосовать против своего же законопроекта о сокращении наблюдателей

Инициатива наказуема

25 января 2016 в 17:20, просмотров: 3475

После красивых слов о прозрачности и состязательности грядущих выборов в Госдуму наступила пора дел. Кремль решил руками самих депутатов внести в избирательное законодательство важные изменения, касающиеся работы наблюдателей на выборах. Каждая партия и кандидат смогут прикрепить к каждому участку не более двух человек, которые будут следить за процессом попеременно. О персональных данных наблюдателей, вплоть до их домашнего адреса, следует сообщить в избирком за три дня до для голосования…

Коммунисты собираются голосовать против своего же законопроекта о сокращении наблюдателей
фото: Алексей Меринов

Думский Комитет по конституционному законодательству подготовил ко второму чтению законопроект, который уточняет правила работы наблюдателей на выборах всех уровней. Текст, появившийся в результате радикальной переработки принятого в первом чтении документа, стал полной неожиданностью для авторов - группы депутатов из фракции КПРФ во главе с Геннадием Зюгановым. Неприятной неожиданностью.

Коммунисты предлагали всего лишь ограничить число наблюдателей, которые каждая партия или кандидат вправе направить для работы на каждый участок: пять человек, работающих попеременно, не больше. Инициатива родилась после региональных и муниципальных выборов прошлой осени. Так как сейчас число наблюдателей законом не ограничено, кое-где на местах это привело к организации своеобразной «карусели»: наблюдателей у некоторых кандидатов оказывалось по 400-500 человек, они ходили с одного участка на другой и везде голосовали за своего патрона…

Инициатива наказуема. Две страницы законопроекта превратились в десять. Поправки, внесенные за подписью главы Комитета по конституционному законодательству Владимира Плигина и его заместителя Дмитрия Вяткина, существенно изменяют правила игры. И поправки эти дословно совпадают с теми, что анонсировала газета «Коммерсантъ» два дня назад - мол, есть такие, подготовил их Центризбирком, а президент Путин одобрил.

Такие истории в случаются: законопроект, внесённый оппозиционной партией, принимается в первом чтении в радости авторов, но при подготовке ко второму чтению радикально переписывается.

Так было, к примеру, с законопроектом депутатов из фракции ЛДПР об установлении единого дня голосования в последнее воскресенье марта: он был внесен в 2010 году, а в 2012 году вдруг принят, но с одной поправочкой - власти решили, что единый день голосования им удобнее проводить во второе воскресенье сентября…

Итак, теперь предельное число наблюдателей от каждой партии или кандидата на выборах всех уровней определено в два человека. Они смогут присутствовать на участке в день голосования и при подсчёте голосов попеременно. Подать списки наблюдателей (с указанием их имени-отчества, фамилии, адреса места жительства, и номера того участка, к которому данный наблюдатель прикреплен) партия или кандидат обязаны не позднее чем за три дня до дня голосования в территориальную избирательную комиссию на выборах региональных или федеральных, и в участковую - на выборах муниципальных. Потом перебросить наблюдателя с одного участка на другой будет уже нельзя.

Одновременно прописывается, что наблюдателей следует допускать на участок не позднее чем за час до начала голосования, им «должна быть предоставлена возможность» присутствовать при подсчёте голосов и наблюдать за ним, а отстранить от работы члена участковой комиссии или удалить наблюдателя с участка можно будет только по решению суда (сейчас достаточно мотивированного решения участковой или вышестоящей комиссии, оформленного в письменной форме).

Закреплено и право наблюдателя осуществлять в помещении для голосования фото и видеосъемку с того места, которое определено председателем комиссии - после уведомления о намерении такую съемку осуществить.

Изучить детально предлагаемые изменения во фракциях ещё не успели.

«Видимо, нам придется во втором чтении голосовать против своего же законопроекта»,- сказал «МК» замглавы Комитета по конституционному законодательству Вадим Соловьев (КПРФ). Он признал: «нас переиграли». По словам г-на Соловьева, пять человек на партию и кандидата, попеременно находящиеся на участке - это нормально, а два - мало: «одного отправят с выносной урной, другого удалят по решению суда, и всё, и с другого участка уже человека не перебросишь». Лидер фракции «СР» Сергей Миронов напомнил журналистам, что цифра «пять» взялась «не с потолка»: «на каждом участке по 4 выносные урны, наблюдатели уедут с ними, и кто-то же должен остаться на участке!»

А секретаря ЦК КПРФ, депутата Госдумы Сергея Обухова гораздо больше беспокоит требование за три дня подавать окончательные списки наблюдателей по каждому участку. «Обычно списки составляются буквально накануне дня голосования, это непростой процесс», - сказал он «МК».

 

 

Роман УДОТ: «У НАБЛЮДАТЕЛЕЙ ОТ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ БУДЕТ БОЛЬШЕ ПРАВ, ЧЕМ У ГРАЖДАН РОССИИ»

Роман УДОТ, сопредседатель движения в защиту прав избирателей «Голос»:

— Нападение на наблюдение за выборами идет с двух фронтов: законопроектом об НКО — иностранных агентах его причисляют к «политической деятельности», а законопроектом Центризбиркома и Администрации Президента — за три дня до выборов закрепляют на избирательных участках. Фальсификации на выборах — вбросы, карусели, как правило, готовятся членами комиссий, задача наблюдателя — сообщать о таких нарушениях. Заранее предупреждать возможных преступников, на каких участках будет наблюдение — то же самое, что сказать, где от нарушений лучше воздержаться, а где можно делать все что угодно.

Последний законопроект опирается на несуществующую в природе проблему: мол, теперь, когда наблюдателя на участке два, комиссия не будет никого выгонять, но она и раньше больше двух наблюдателей не впускала. Это убийство мобильного наблюдения. Возникает проблема логистического характера: мы волонтеры, нам денег не платят, так, чтоб в среду мы знали списки наблюдателей, почти не бывает. Не всегда люди готовы потратить на это выходной день, или человек заболел — нужно срочно найти ему замену, а иногда в последний момент нужно перебросить наблюдателя с одного участка на другой, оттуда, где все хорошо, туда, где все плохо.

Этими двумя поправками создается уникальная ситуация: у наблюдателей от иностранных государств, разрешенных Копенгагенским соглашением 1990 года, будет больше прав, чем у граждан России, они смогут перемещаться между участками.

 



Партнеры