Судьба «кремлевских падчериц»: зачем советник Путина Титов примерит фату Прохорова

На что рассчитывал бизнес-омбудсмен, когда возглавил партию «Правое дело»

На что рассчитывал бизнес-омбудсмен, когда возглавил партию «Правое дело»

Свершилось: уполномоченный при Президенте России по правам предпринимателей Борис Титов обзавелся своей партией. Достигнута договоренность о том, что Борис Юрьевич встанет во главе «Правого дела», имеющего право участвовать в сентябрьских выборах без сбора подписей. Таким образом, стартовал очередной предвыборный кремлевский проект.

В ХХI веке перед всеми без исключения федеральными избирательными кампаниями Администрация Президента расширяла ассортимент политического меню, запуская на выборы помимо партии власти еще и какую-нибудь «дочку», а скорее даже «падчерицу». Цели у «падчериц» были всегда примерно одинаковыми: рассеять голоса тех, кто не хочет голосовать за материнскую «Единую Россию». А вот эффективность «дочернего проекта» с каждой следующей кампанией, к сожалению для Кремля, падала.

В 2003 году «падчерица» «Родина» не подвела, отобрав у коммунистов достаточное количество голосов, чтобы «медведи» чувствовали себя в Госдуме в безопасности. Потом, однако, «родные» стали качать права — и партию благополучно слили в бачок «Справедливой России».

А вот «Справедливая Россия» в 2007 году накосячила — отобрала голоса вовсе не у коммунистов, как полагалось, а у «мамы». «Падчерица» весь созыв, конечно, пыталась загладить свою вину, голосуя солидарно с «Единой Россией» и даже выдвинув общего с ней кандидата в президенты. Но горький осадочек в Кремле остался, поэтому к выборам 2011 года главный на тот момент политтехнолог страны Владислав Сурков запустил новый проект — «Правое дело» во главе с Михаилом Прохоровым. Тот, как и положено, посягнул на «красную поляну», заявив, что его правая партия одновременно — и левая. Пообещал раздать землю крестьянам, а орудия труда вернуть рабочим. Благо у многих из них он сам же эти орудия и забрал. Однако Михаил Дмитриевич перестарался с агитацией: данные социологических опросов стали пугать политологов, его популярность как политика за полгода выросла на порядок и приближалась к 30%. Это уже становилось угрозой для Кремля, поэтому Прохорова отозвали из «Правого дела», а в качестве спойлера вновь использовали послушных эсеров.

И вот началась новая кампания, которая ознаменовалась тем, что мозгом «кремлевской падчерицы» назначен бизнес-омбудсмен Титов, а самой «падчерицей» становится расстроившая Кремль пять лет назад партия «Правое дело». Задача ее на первый взгляд усложнилась по сравнению с прошлыми избирательными кампаниями. Теперь нужно отбирать голоса сразу у нескольких сил. У двух компартий (сколько бы КПРФ и «Коммунисты России» ни украли голосов друг у друга, но в Думе они неизбежно сольются в единую фракцию), и — у крепнущей демократической оппозиции, центрфордами которой являются ПАРНАС и не имеющий права на мандат, но активный Навальный.

Потянет ли Титов эту ношу? Уже самые первые шаги новоиспеченного партайгеноссе говорят о том, что он либо держит фигу в кармане и собирается «кинуть» Кремль, либо не понимает, за что взялся. С одной стороны, Титов стал поддерживать антирыночные тезисы Сергея Глазьева, вызывающие рвотный рефлекс у правого (в хорошем, не украинском смысле) сектора российского электората. С другой — планирует переименовать только что приобретенную партию «Правое дело» в нечто наподобие «Партии предпринимателей». Когда это коммунисты голосовали за буржуев и хапуг? То есть он оттолкнет от себя всех тех, кого должен привлечь: и синего (правого), и красного избирателя.

Выходит, Кремль допустил кадровую ошибку? Вхожий за пределы Боровицких ворот политтехнолог и экс-кандидат в президенты Андрей Богданов полагает, что это не совсем так. По его мнению, Администрация Президента в ходе сентябрьской кампании сделает ставку на то, чтобы в Думу прошли нужные власти одномандатники. Партийные же игры кремлевскую команду интересуют меньше чем прежде. Понятно, что «Единая Россия» в любом случае набирает физическое большинство голосов, а все остальные голоса пусть пилят кто и как хотят. Богданов соглашается, что партия Титова — кремлевский проект. Но качество его совсем другое, чем у предыдущих. «Титов — хороший человек, полезный. Если бы он хотел обязательно стать депутатом, то стал бы им по спискам «Единой России». Но он хочет быть самостоятельным политиком, давно канючит: «Ну дайте мне партию, дайте»... Вот ему и дали. То есть это — действительно кремлевский проект, но — просто для своего, безо всякой миссии, Администрация Президента от партии Титова ничего не ждет и вовсе не расстроится, если Титов сотоварищи наберут закономерный один процент голосов или менее», — полагает политтехнолог.

Что касается спойлерской миссии партии Титова по отношению к ПАРНАС, то многие эксперты полагают: она не понадобится. Государственные СМИ будут планомерно информировать избирателя о том, что правые хотят отнять у нас Крым (хотя это и не совсем так). Этого хватит, чтобы ПАРНАС не преодолела пятипроцентного барьера, и помощь от партии Титова вовсе не потребуется.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27032 от 13 февраля 2016

Заголовок в газете: Тяжелая судьба кремлевских «падчериц»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру