«Диверсанта, подплывшего к Хрущеву, взорвали гранатой»: историки исследовали шпионскую тайну

В холодной войне СССР и Британии участовал «человек-лягушка»

История британского шпиона-водолаза, который «атаковал» советский крейсер с самим Никитой Хрущевым на борту, продолжает занимать конспирологов. «Человек-лягушка» Лайонелл Крэбб то ли был взорван гранатой по приказу Хрущева, то ли... вывезен в СССР. Мы собрали подробности этого исторического детектива.

В холодной войне СССР и Британии участовал «человек-лягушка»
Лайонел Крэбб с одной из первых моделей акваланга

Англичане хранили этот «подводный секрет» более полувека. И лишь сравнительно недавно на страницах «Таймс» появилось сообщение о том, что министерство обороны Великобритании официально подтвердило тот факт, что в октябре 1955 года в Портсмутской гавани водолазами из специального разведывательно-боевого подразделения была проведена операция по исследованию гидроакустического оборудования советского крейсера «Свердлов», прибывшего в Англию с дружественным визитом.

Тогда, в середине 1950-х, в море у Британских островов разыгралась уникальная шпионская эпопея.

Удивительный «бис»

«Владычицу морей» уязвили в самое сердце. Не одно столетие англичане привычно считали, что их военные корабли лучшие в мире. Но вдруг у русских появился чудо-крейсер!

Проект советских конструкторов под кодовым обозначением «68-бис» оказался очень удачным. Первый артиллерийский крейсер этой серии, получивший название «Свердлов», уже вскоре после своего спуска на воду публично продемонстрировал уникальные возможности. Прибыв в апреле 1953-го на Спидхедский рейд для участия в морском параде по случаю коронации английской королевы Елизаветы II, советский корабль на глазах у изумленных британцев ошвартовался их фирменным способом фертоинг — да как! Если по нормам королевского флота на такую швартовку отводился 1 час 20 минут, если прибывшие перед «Свердловым» американские и французские корабли потратили на фертоинг более двух часов, а шведам не хватило даже четырех, то советские моряки управились за 12 минут!

Неужели у русских на крейсере стоят особые рули или какая-то сверхоригинальная система управления ходом?!

Словно в насмешку над озадаченными островитянами «Свердлов» два года спустя, во время своего следующего визита в Великобританию, опять продемонстрировал невиданную прыть. Проходя в составе эскадры через забитый густым туманом пролив Бельт, наш корабль вдруг вышел из общего строя, свернул с глубоководного фарватера, на полном ходу пересек песчаную отмель и затем вновь с поразительной точностью и быстротой занял свое прежнее место в кильватерной колонне.

Столь удивительный маневр был зафиксирован натовскими радарами наблюдения и вызвал большую озабоченность у западных адмиралов. Они склонны были считать, что новейший корабль русских таким образом проводит «в условиях, максимально приближенных к боевым», испытания по прорыву крейсеров из Балтийского моря на просторы Атлантики. (В действительности — вот уж анекдот! — на ходовом мостике «Свердлова» просто допустили ошибку, прокладывая курс.)

Как бы то ни было, английские эксперты пришли к однозначному выводу: крейсера русских, построенные по проекту «68-бис», явно превосходят по своим возможностям все корабли аналогичного класса, плавающие под флагом империи. Значит, надо выведать секреты хитроумных русских корабелов!

Крейсер «Орджоникидзе»

Цена беспечности

Попытки «расшифровать» особенности конструкции нового советского корабля предпринимались англичанами еще во время первого захода «Свердлова» на туманный Альбион.

Тогда среди многочисленных гостей на крейсер проник под видом газетного корреспондента бывший британский военно-морской атташе, высланный несколькими годами раньше из СССР. Этот господин очень активно щелкал своим фотоаппаратом во всех закоулках крейсера, куда только смог добраться.

Однако на их хитрости у нас были свои контрмеры. Лазутчика быстро вычислили, а потом будто невзначай пригласили на очередное праздничное застолье в кают-компанию. Там экс-атташе не устоял перед соблазном выпить. Опытные в этом деле советские офицеры-чекисты быстренько напоили англичанина водкой до невменяемого состояния и беспрепятственно конфисковали у него все отснятые фотопленки с «секретами».

Во время стоянки «Свердлова» в гавани военно-морской базы Портсмут осенью 1955-го тоже была опасность шпионских вылазок со стороны хозяев. И больше всего следовало опасаться их боевых пловцов. Ведь еще со времен войны у англичан существовала отличная подводно-штурмовая группа — 12-я флотилия королевского военно-морского флота под командой капитана Крэбба.

Однако, по агентурным сведениям, полученным нашими контрразведчиками, именно в середине октября, когда советская эскадра ошвартовалась у Британских островов, база пресловутой 12-й флотилии в Портсмуте была пуста. Значит, боевых пловцов поблизости нет. А потому командование нашей эскадры не стало особо беспокоиться по поводу усиленных мер охраны крейсеров и эсминцев. За всю неделю стоянки в чужом порту «сверху» не было отдано ни одной команды о проведении водолазного осмотра днищ кораблей.

Лишь теперь, много лет спустя, можно после публикации «Таймс» с уверенностью сказать: наши флотские командиры допустили в 1955-м серьезную ошибку. Английским «людям-лягушкам» удалось-таки перехитрить русских моряков и их опекунов из советской контрразведки. Обследование подводной части «Свердлова» вражескими диверсантами прошло без помех.

Однако желаемых результатов оно не дало. Британские специалисты так и не смогли до конца разобраться в секретах советских крейсеров. Необходимы были дальнейшие «натурные исследования».

Возможность для них у англичан появилась уже через несколько месяцев: в апреле 1956 года в Англию пришел очередной советский конвой во главе с крейсером «Орджоникидзе», построенным по тому же проекту «68-бис». Правда, на сей раз шпионские акции были чреваты особо крупными международными неприятностями: ведь на крейсере прибыли с официальным визитом в Англию руководители СССР Хрущев и Булганин.

Но нашелся человек, не побоявшийся рискнуть, — тот самый капитан Лайонелл Крэбб, долгие годы возглавлявший 12-ю флотилию королевского военно-морского флота.

Крейсер «Орджоникидзе»

Гранатами или кинжалом?

Судя по всему, именно он с несколькими своими бойцами столь удачно обшаривал под водой днище «Свердлова», обнаружив там кое-какие оригинальные элементы гидроакустического оборудования крейсера. Теперь основным объектом изучения должны были стать руль и винты «свердловского близнеца» «Орджоникидзе». Однако на сей раз опытнейший «человек-лягушка» все-таки сплоховал.

- В моем архиве сохранилась запись воспоминаний одного из членов экипажа «Орджоникидзе», инженера-механика, — поделился информацией во время встречи с корреспондентом «МК» покойный ныне историк и писатель, капитан I ранга в отставке Октябрь Бар-Бирюков. — Он рассказал, что однажды во время стоянки в английском порту кто-то из вахтенных вдруг заметил, как возле борта показался человек в водолазном костюме.

Учитывая, что на крейсере находились первые лица государства, командир корабля не решился действовать самостоятельно и немедленно передал эту информацию начальнику охраны Хрущева.

Тот приказал своим ребятам-охранникам забросать аквалангиста ручными гранатами. Потом было дано распоряжение обследовать днище «Орджоникидзе»: вдруг вражеские диверсанты там какую-нибудь пакость оставили. Но корабельные водолазы ничего подозрительного под водой не нашли. Не обнаружили они и тела подорванного подводника…

В других источниках можно найти иную версию. Якобы в тот день, 18 апреля, заметив неизвестного пловца в районе кормовой части крейсера, с мостика отдали команду провернуть несколько раз гребные винты. Эти огромные лопасти попросту подгребли к себе аквалангиста… И никаких гранатных взрывов, никакого шума.

Конечно же, СССР направил британскому правительству официальный протест. А в ответ получили формальные извинения и категорическое заявление, что власти Соединенного Королевства не имеют к инциденту отношения, — провокация эта, мол, организована какой-то третьей стороной.

В английских газетах уже на следующий день появились сообщения о том, что опасную «спортивную авантюру» с погружением под русский крейсер затеял некий аквалангист-любитель, у которого во время заплыва внезапно разгерметизировался костюм, что и привело к смерти.

Лишь через 10 дней после случившегося английское адмиралтейство официально объявило об исчезновении знаменитого подводника, возглавлявшего отряд «людей-лягушек», капитана Крэбба.

При этом было сказано, что Крэбб на тот момент уже был уволен со службы и действовал как гражданское лицо, выполняя по заказу частной фирмы «работы по проверке технического состояния секретного подводного оборудования неподалеку от Портсмута».

Однако подобные объяснения удовлетворили далеко не всех. Был даже послан парламентский запрос об истории с капитаном Крэббом. Премьер-министру Великобритании Энтони Идену пришлось специально приехать по этому поводу в парламент и предупредить депутатов, что разглашение обстоятельств исчезновения Крэбба противоречит государственным интересам.

Шумиха вокруг знаменитого пловца-диверсанта вновь поднялась год спустя. Весной 1957-го рыбаки на южном побережье Англии, неподалеку от городка Чичестер, обнаружили плавающие в воде останки неизвестного, одетого в водолазный комбинезон. У трупа отсутствовали голова и обе руки, однако несколько человек, приглашенных для идентификации, все-таки опознали в погибшем Лайонелла Крэбба. Впрочем, были и явные нестыковки: размер ноги не тот, волосы на теле иного цвета, чем у командира 12-й флотилии, а на левом колене нет шрама от раны, полученной капитаном в годы войны.

Тем не менее 4 июля 1957 года на портсмутском кладбище появилась новая могила. На монументе, венчающем ее, — надпись «Коммандер Крэбб».

Спустя 50 лет, на исходе 2007-го, в этой запутанной истории появилась еще одна страничка. Информационное агентство передало новость: обнаружился человек, лично перерезавший горло легендарному коммандеру. Бывший водолаз Эдуард Кольцов открыл секрет полувековой давности: якобы именно он, в то время 23-летний советский спецназовец, убил британского «человека-лягушку». По словам Кольцова, он находился в составе экипажа моряков, прибывших на «Орджоникидзе» в Англию, и однажды получил приказ проверить, что за подозрительные движения замечены рядом с крейсером.

«Я увидел силуэт ныряльщика в форме, который возился с чем-то у правого борта, в районе корабельного хранилища боеприпасов, — вспоминал Кольцов. — Подплыв поближе, увидел, что он прикрепляет мину». В завязавшейся схватке советский моряк якобы сумел прикончить вражеского диверсанта. За храбрость его наградили орденом Красной Звезды. Кроме того, на память о том событии Кольцов даже сохранил нож, которым он тогда воспользовался.

Вариантов этой «диверсантской» истории, как видим, много, однако какая из них соответствует действительности, так и остается неясным. Более того, неопровержимых фактов, касающихся смерти Крэбба, до сих пор так и нет. Высказывались даже подозрения, что знаменитый водолаз остался жив.

Приключения англичанина в России

— Несколько лет спустя жена «человека-лягушки» вдруг получила по почте конверт с маленькой фотографией внутри, — рассказал Октябрь Бар-Бирюков. — На снимке она смогла разглядеть: в центре группы людей в советской военной форме стоит ее Лайонелл!.. После этого женщина получила еще несколько анонимных посланий, сообщающих, что ее муж жив.

Мистика? Чудовищный розыгрыш? Английский писатель и исследователь Джон Хаттон посчитал, что вовсе нет. Он выпустил книгу, посвященную коммандеру Крэббу, где пытался доказать, что знаменитого подводника-диверсанта тайно вывезли в СССР.

В тот злополучный день, 18 апреля, Крэбба якобы вовсе не уничтожили. Сразу после обнаружения под бортом «Орджоникидзе» неизвестного аквалангиста с крейсера и соседнего с ним миноносца «Смотрящий» спустились несколько советских водолазов, которые смогли скрутить в воде диверсанта и поднять его на палубу.

Затем подводнику вкалывали мощные дозы снотворного, поддерживая его фактически в бессознательном состоянии. Через некоторое время после того, как «Орджоникидзе» вышел в открытое море, держа курс к советским берегам, над крейсером завис вертолет, на который в корзине подняли обмякшее тело (этот процесс якобы наблюдала команда находившегося в том районе датского фрегата).

Крэбба воздухом переправили в польский Щецин, а оттуда — в Москву. Здесь товарищи из компетентных органов в течение некоторого времени обрабатывали коммандера и в конце концов склонили к сотрудничеству, сообщив, что на родине его все равно будут считать погибшим, когда выловят из воды тело «дублера».

Через некоторое время на Тихоокеанский флот прибыл для прохождения службы лейтенант Лев Кораблев. Он занимался спецподготовкой морских пехотинцев, говорил по-русски с явным акцентом и никогда никому не рассказывал о своей жизни и семье.

Много лет спустя, в 1976-м, кто-то из знавших прежде Крэбба вроде бы даже встретил его в Болькенхагене, на территории тогдашней ГДР, где старый ас-подводник тренировал ныряльщиков.

Правда ли это? Сегодня ничего точно утверждать нельзя. Ведь официальные инстанции Англии своим упомянутым выше заявлением лишь чуть-чуть приоткрыли занавес над шпионской историей, разыгравшейся почти 60 лет назад.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27185 от 24 августа 2016

Заголовок в газете: След «Человека-лягушки»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру