«Осведомители были нужны»: о прошлом Улюкаева рассказали однокурсники и родня

В родном селе арестованного экс-министра посетовали на его отрыв от татарских корней, а однокашники упрекнули в «активизме»

Томиться под домашним арестом экс-министру экономического развития Алексею Улюкаеву придется аж до 15 января. Между тем мы не только дозвонились до тещи Улюкаева, но и разыскали однокурсников министра, а также пообщались с его родственниками из татарской деревни.

Пока бывший чиновник заперт в четырех стенах, журналисты пытаются раскопать детали биографии Алексея Валентиновича. Выходит не густо. Прошлое Улюкаева выглядит каким-то не особо интересным. Уж больно правильным. И взлет по карьерной лестнице был постепенным.

Сначала Алексей Валентинович закончил экономический факультет МГУ, затем занялся научной деятельностью, позже переключился на журналистику, а в начале 90-х с головой ушел в политику. Все шло четко и по плану. Ни одного косяка.

В родном селе арестованного экс-министра посетовали на его отрыв от татарских корней, а однокашники упрекнули в «активизме»

«Алеша не мог взять такие большие деньги! У нас род честный!»

Из официальной биографии Алексея Улюкаева известно, что родовые корни министра берут начало в Ульяновской области, Старокулаткинском районе. Оттуда родом отец Улюкаева - Вали Хусаинович, кандидат экономических наук, профессор Государственного университета по землеустройству.

Статья в Википедии сообщает, что родившийся в семье дворника-татарина Вали Улюкаев сделал неплохую карьеру. Он, кстати, написал несколько учебников по теме земельного права.

Село Старая Кулатка, что в 270 км от Ульяновска, основано татарами. Из местных достопримечательностей — пять мечетей, музей советских ретроавтомобилей под открытым небом, могила некоего провидца, которого сравнивают с Вангой.

Старожилы поселка гордятся тремя земляками - героем Советского Союза Наджибом Нугаевым, председателем Совета Министров Татарской АССР в 1959 — 1966 годы Абдулхаком Абдразяковым, и экс-министром экономического развития Алексеем Улюкаевым.

Улюкаевых на селе насчитывается порядка двух десятков человек. Все эти люди в той или иной степени имеют отношения к семье экс-министра. Так и говорят: «Отсюда пошел род Улюкаевых. Нас здесь целый клан». Вот только самого Алексея Валентиновича здесь видели не часто. Последний раз он прибыл в поселок с официальным визитом лет шесть назад. Но с дальней родней ручкаться не стал.

В поселковой администрации нам подтвердили, что родственники Улюкаева живут и здравствуют на селе. За последними новостями из Москвы следила вся Старая Кулатка. «Да ну, ерунда какая-то в столице происходит. Род Улюкаевых — честный, никто себя за много лет ни одним преступлением не замарал. Генетика у Алексея мощная. Не мог он подвести род, оклеветали его», - в один голос твердят сотрудники администрации.

Энна Абиновна — дальняя родственница Улюкаевых. Пенсионерка. В прошлом — заслуженная учительница. Преподавала в местной школе. Кем она приходится чиновнику, женщина уж и не припомнит. Оправдывается, что слишком длинная родовая цепочка идет от отца Улюкаева к ее близким.

- Я в поселок приехала в 1959 году, замуж вышла за одного из родственников Улюкаева. Так здесь и осталась. Алешу помню совсем маленьким. Они ведь, как уехали отсюда много лет назад, больше и не возвращались, ни с кем не созванивались, не списывались, - начала женщина. - Да и с кем им здесь общаться? Они ведь вон какими высокими людьми стали. А у нас все нищие. Не ровня мы им. Последний раз Алексей приезжал в Кулатку лет шесть назад. Я тогда постеснялась идти на ту встречу. Посудите сами, чтобы я ему сказала? Здравствуй, я твоя тетка в пятом колене? Да и с такими серьезными людьми он приезжал, что к нему близко местных не подпускали.

- К кому же приезжал тогда Улюкаев?

- Да ни к кому. Видно, в программе у него стояло посещение родного села. К чему был этот визит, так никто и не понял. Говорят, посмотрел он на свой дом, где родились его предки и был таков.

- По слухам, местные жители просили его похлопотать по поводу разбитых дорог на селе и провести тепло в дома...

- Нет, вы что. У нас народ скромный и гордый, ничего никогда мы не просим. Если кто и просил Алексея за дорогу и тепло, то вряд ли он расслышал просьбы. Дорога, как была убитая, так и осталась. Тепло в дома тоже не дали. Греемся газом. В газетах писали, что он родник наш облагородил. Я тогда удивилась. Зачем его облагораживать? Бьет себе и бьет. Наверное, просто надо было приписать нашему Алексею хоть какую-то заслугу.

- Много родных Алексея Валентиновича осталось в поселке?

- Когда-то было очень много. Но большинство умерли. Например, тетя министра, Екатерина Константиновна, школьная учительница, скончалась пару лет назад — вот она самая близкая родня ему была из местных.

- У вас обсуждают громкую историю со взяткой?

- Конечно. Тема номер один в последние дни. Только об этом и говорим. Никогда ничего подобного с Улюкаевыми не происходило. У нас род честный. В тюрьме никто не сидел, чужого с роду не брали. Да и зачем одному человеку столько денег? Мы вот тут с соседями рассуждали, если бы мне перепал один миллион рублей, я бы с ума сошла. Куда столько? Даже тратить некуда.

- В случае с Улюкаевым, речь шла о долларах.

- Мы, Улюкаевы, в долларах совсем ничего не понимаем. Многие даже не видели в глаза эти самые доллары никогда, в руках не держали.

- А как живут родственники министра в вашем селе? Есть среди них зажиточные?

- Да бросьте вы. Где тут зажиточные. Еле концы с концами сводим. Пенсии получаем по 7 тысяч рублей. У меня, правда, повышенная. 13 тысяч рублей. Это нашему Алексею, наверное, надо спасибо сказать, он за пенсии отвечает ведь, да?

Без наручников, при галстуке: с Улюкаевым в суде обошлись мягко

Без наручников, при галстуке: с Улюкаевым в суде обошлись мягко

Смотрите фотогалерею по теме

Еще один родственник экс-министра - Ханяфи Насыров. Сейчас мужчина находится в больнице на реабилитации после операции. Скучает. Словом перемолвиться не с кем, вот и согласился пообщаться с нами.

- В Старой Кулатке клан Улюкаевых — мощный был, считайте, отсюда пошел наш род. Скажу вам так, среди татар наш род считается крайне порядочным. Вот только богатых в нашем роду никогда не водилось. Алексей стал исключением, выбился в люди.

Родственников его здесь много — прямые и косвенные. Прямых уже почти не осталось, все на кладбище. А косвенные, с ним не контачат. Вроде у кого-то даже его номер телефона был, думали ему позвонить, пожаловаться, когда у нас водопровод накрылся, да так и не решились. Постеснялись. А теперь, наверное, ему и подавно не дозвонишься.

- Вы с Алексеем Валентиновичем лично давно общались?

- У нас оборвались контакты в 1987 году. Когда умер мой брат, который был женат на родной тетке Алексея. Когда же Алеша приезжал к нам в село, я побежал вместе со всеми, думал, перекинуться парой слов с родственником. Но меня близко к нему не подпустили. А потом все газеты написали, что высокий чиновник приезжал проведать родину предков. Жаль, не удалось перекинуться хоть парой слов.

Вообще, Алексей уже к нашему роду, можно сказать, не имеет отношения. Какой же он татарин, если даже языка нашего не знает. Даже отчество у него не татарское — имя отца переделал на московский лад — Валентинович. Хотя отца зовут Вали. Но я на него не в обиде, понимаю, не до нас ему. Мы хоть и деревенские здесь, но не дураки.

В основном, все родственники Улюкаевых работали учителями или воспитателями — другой работы здесь нет. Я трудился в городской администрации. Алексею надо было тоже по нашим стопам идти. Заниматься преподавательской деятельностью. Ходил бы сейчас на свободе.

- Как земляки отнеслись к аресту министра?

- В шоке мы все. Всегда жили по принципу — не воруй. У нас тут глава администрации, знаете какой крутой, говорит, все простить можно, кроме воровства.

- У вас в поселке есть что воровать?

- Бросьте вы, ничего не осталось. Ни колхоза, ни совхоза, ни одного предприятия. Может, потому и не воруем?

- Где же люди работают?

- В школе и в детском саду. Одни старики остались. Молодые уехали в Сызрань и Ульяновск.

- Неужели за много лет никто из дальних родственников Улюкаева не обратился к нему за поддержкой?

- Лично я у него никогда ничего не просил. Знаете, почему? Кто-то из здешних Улюкаевых однажды обмолвился, что к Алексею бесполезно обращаться. Может, кому отказал? Ни разу он за много лет он не отправил нам весточки, не поинтересовался, мол, как вы там живете, ребята? Богатые нам сюда не звонят, кому мы нужны, старые и беспомощные.

Рассказать вам, как я живу? Пенсия у меня 15 тысяч рублей. Жену схоронил два года назад. А приезжайте ко мне в гости, я вам много что про наше село расскажу, образование у меня историческое, много знаю. Только угощать вас нечем. Чай, да хлеб могу предложить. И Алеше с Вали передавайте привет от меня.

«Не имел собственного мнения. Подстраивался под авторитетных людей»

Алексей Улюкаев окончил экономический факультет МГУ в 1979 году, затем — там же - аспирантуру.

Разыскать однокурсников экс-министра — дело непростое. Большинство предпочли промолчать. Те, кто согласился пообщаться, говорили одно: «Улюкаев в студенческие годы был тихим и неприметным. Явно не душа компании. Да и компании у него особой не было. Одним словом, ничего выдающегося. Практически ни с кем не общался, после лекций бежал домой. Нелюдимым совсем нам казался».

- Улюкаев учился на отделении политэкономии. Был самым обычным студентом, малозаметным. Учился нормально, средне. Поступить на этот факультет было не просто. Конкурс составлял пять человек на место. Поступали лучшие школьники страны, одних медалистов сколько было. Так что Алексей был парень с мозгами, этого не отнять, - поделился один из однокурсников министра.

Более откровенно согласился пообщаться лишь один из однокурсников министра. Имени этого человек мы не называем.

- Улюкаев учился не в моей группе, но этого человека я запомнил. Правда, ничего положительного о нем не скажу, - начал мужчина. - Алексей был никем, не пользовался ни уважением, ни авторитетом среди однокурсников.

- Чем-то он выделялся среди сокурсников?

- Сейчас в это сложно поверить, но абсолютно незаметный человек был. Помню часто стрелял сигареты между парами, дискутировал чересчур эмоционально. Модником никогда не был, одевался слишком скромно и немного неопрятно.

- В общественной жизни курса принимал участие?

- Вечеринки с пьянками он не посещал. Зато всегда стремился принимать непосредственное участие в комсомольских собраниях, в общественных советах состоял, активистом был. Улюкаев никогда не имел собственного мнения, умел подстроиться под более авторитетных товарищей. Странно, как он такую карьеру сделал. Все мы считаем. что этот человек оказался в нужное время в нужном месте. Помогли ему взлететь по карьерной лестнице. Честно говоря, больше мне сказать о нём нечего.

- Друзья у него были в университете?

- Дело в том, что я сам из региона. Улюкаев, насколько я помню, общался исключительно ребятами из Москвы и только с теми, кто ему был выгоден по тем или иным причинам. Меня он не считал ровней, я был повесой, рокером. А Улюкаев уже тогда выбирал себе приятелей по социальному статусу, пусть даже совсем неинтересных. Но близких друзей у него по-моему, не было.

- Может, какие-то истории из его студенческой жизни вспомните.

- Если уж совсем честно, то Алексей Улюкаев был из тех людей, которые оказывались в курсе любых дел в университете. Знаете, в то время осведомители тоже были нужны.

Читайте материал "Водолаз с шоколадным загаром": тайна карьеры Алексея Улюкаева»

Сюжет:

Дело Алексея Улюкаева

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27257 от 18 ноября 2016

Заголовок в газете: В семье не без министра

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру