Взгляды официальных лиц одного государства о том, какую политику стоит проводить в отношении другого, разделились на два фланга. Вопрос поставлен ребром: Россия – это друг или враг? Изменятся ли отношения двух стран после вступления в должность нового президента, при помощи ведущих американских экспертов разбирался «МК».
- Откуда вы приехали? - спросил у группы журналистов высокопоставленный работник Пентагона.
- Из России с любовью.
- О, сейчас это звучит как отличная шутка, - рассмеялся он.
Накануне с жёсткой критикой России выступила тогда еще действующий постпред США в ООН Саманта Пауэр. Всю свою прощальную речь она посвятила «российской угрозе», заявив, что США должны ей противостоять и высказалась против ослабления санкций.
В этот же день только оставивший пост главы Пентагона Эштон Картер высказал похожую мысль, но звучала она чуть мягче. По его словам, из-за действий России остается все меньше областей, где страны могут сотрудничать.
Эти заявления резко отличались от относительно дружественной риторики Дональда Трампа по отношению к России. Но не стоит забывать, что это были слова представителей уходящей администрации. Некоторые эксперты признавались, что даже не ознакомились с полным текстом речей политиков.
«Благодаря утечкам известно, над чем будет работать новая администрация - это Иран, Китай, Корея, Исламское государство (террористическая организация запрещена в России), - сказал “МК” директор Центра политического и военного анализа Института Хадсона Ричард Вейс. – Россия не рассматривается как враг или угроза”.
"Это же просто слова, - поделился своим мнением о критике в адрес РФ с российскими журналистами губернатор штата Кентукки Мэтт Бевин на одном из балов перед инаугурацией Трампа. – В России полно людей, которые то же самое говорят об Америке”.
Но отличается риторика Дональда Трампа не только от риторики представителей предыдущей администрации. Большинство в обеих палатах Конгресса принадлежит республиканцам, но даже среди однопартийцев Трампа нашлись конгрессмены, критически настроенные по отношению к России. Так, авторами законопроекта "Акт 2017 года о противодействии враждебному поведению России", внесенного незадолго до инаугурации в Конгресс, были республиканцы Джон Маккейн и Линдси Грэм, среди соавторов числятся и другие республиканцы. Акт предлагает создать единые рамки для экономических и персональных санкций против России.
“Это уникальная ситуация в американской политике, когда республиканский Конгресс при президенте-республиканце довольно критически относится к политике, которую собирается проводить президент, - отмечает заместитель директора евразийского центра Atlantic Council Алина Полякова. - Грядет некая война по российскому вопросу между президентской администрацией и Конгрессом».
Представления конгрессменов-республиканцев отличаются от представлений администрации не только во внешней политике, но и во внутренней, - говорит член консультативного совета верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО, профессор университета Джорджтауна Анжела Стент. – Обычно, если президент хочет, чтобы его идеи были реализованы, он должен вести диалог с Конгрессом. В случае Трампа это может быть проблемой».
Впрочем, собеседник «МК», близкий к одному из ведущих американских аналитических центров, полагает, что возникшие разногласия переоценены американскими медиа, их разрешение – всего лишь предмет дальнейших переговоров.
Не были дружественными по отношению к России и высказывания кандидатов на пост главы Пентагона Джеймса Мэттиса и Госсекретаря - Рекса Тиллерсона. Эти должности в администрации американского президента имеют особое значение для России.
Когда в сенате проходили слушания кандидатур, Мэттисс говорил о России как об угрозе мировому порядку, стоящей в одном списке с Китаем и террористами. Тиллерсон же накануне назвал Москву “недружественным соперником”. “Это не совсем нормально, - поясняет Анжела Стент. – Обычно потенциальные члены администрации обсуждают детали с президентом еще до слушаний».
Даже с учетом этих противоречий эксперты допускают возможность потепления отношений между Россией и США, но не исключают, что процесс может прерваться из-за поведения первой стороны. «Если вы посмотрите на исторический контекст, то заметите, что две президентские администрации за последние 16 лет предлагали примерно то же самое (имеется в виду, декларировали дружественный курс по отношению к России, - авт). – рассуждает Алина Полякова. – Посмотрите, что Путин делал в конце второго срока двух предыдущих президентов. Отношение Буша к России было ошибочным – в 2008 году были события в Грузии. Политика администрации Обамы потерпела поражение, в 2014 году начались события на Украине».
По мнению эксперта, судя по тому, как ведет себя Кремль, далеко не факт, что союз с США отвечает его интересам – США сейчас играют роль «общего врага» при помощи которого можно объединить население и получить его поддержку. «Есть ощущение, что наладить отношения с Россией уже пытались, - соглашается научный сотрудник института Хадсона Ханна Тобурн. - Не думаю, что очередная попытка будет успешной».
Эксперты сходятся в оценке, что Дональд Трамп – фигура непредсказуемая и прогнозировать его конкретные действия по отношению к России пока рано. Фразу: «мы не знаем чего ожидать», они произносят не реже, чем «грядут интересные времена».
Однако главной проблемой, способной помешать российско-американской оттепели, Алина Полякова считает то, что даже спустя больше 25 лет после окончания Холодной войны США так и не разработали четкую стратегию в отношении России. «У нас нет понимания того, чего мы хотим в долгосрочной перспективе, как должны выглядеть эти взаимоотношения», - заключает она.
Вашингтон