Всевластный гуру: советник Трампа Бэннон начал хозяйничать в Белом доме

Президент включил своего соратника в Совет нацбезопасности

Вышедшая на днях в газете «Нью-Йорк Таймс» редакционная статья имела, казалось бы, несколько странный заголовок — «Президент Бэннон?» В ней речь шла о необычайном возвышении Стивена Бэннона, главного стратегического советникам Трампа, ставшего по сути дела alter ego — «вторым я» президента в Белом доме. О чем идет речь?

Президент включил своего соратника в Совет нацбезопасности
Стивен Бэннон.

Бэннон и его компания Breitbart News склонили окончательно вправо и без того безнадежно правого Трампа в ходе его борьбы за Овальный кабинет. То же самое происходит сейчас и в Белом доме. Быстрота, с которой президент Трамп восстановил против себя Мексику, заявив, что она заплатит за стену на границе с Америкой, оскорбил граждан мусульманских стран, запретив им даже при наличии грин-карты въезд в США, носила на себе явную бэнновскую печать.

Наконец, последовал президентский указ о назначении все того же Бэннона членом Национального совета безопасности США. По сути дела это означает, что он становиться de facto вторым президентом!

Читайте материал "Кадры Трампа: генпрокурора США уволили, а Рекса Тиллерсона поддержал Сенат"

Политические советники были и у других президентов США. Я имею в виду таких, которые путем закулисных махинаций продвигали свою стратегию. Таким был, например, Карл Роув при президенте Буше-сыне. Таким был и Дик Моррис при Клинтоне. Но даже эти всесильные советники не идут ни в какое сравнение с Бэнноном, сосредоточившим в своих руках почти что президентскую власть, которой он воспользовался столь стремительно и столь сокрушительно для имиджа Трампа.

Наконец, ни Роув, ни Моррис даже не помышляли о членстве в Совете национальной безопасности. Не то Бэннон. Войдя в Совет, он получает возможность жонглировать и внешней политикой страны.

Роува не допустил в Совет нацбезопасности глава аппарата бушевского Белого дома Джошуа Болтен, который опасался слияния внутренней и внешней политики. Роува даже не приглашали на совещания Совета. Советник Обамы Дэвид Аксельрод иногда присутствовал на бдениях совета к явному неудовольствию его членов (но и он не был полноправным членом СНБ).

Трамп не только ввел своего советника в СНБ, но и назначил его членом так называемого «комитета принципалов», куда входят высшие чиновники, например, министр обороны и госсекретарь. Более того возвышение Бэннона «совпало» с понижением председателя Объединенного комитета начальников штабов генерала Джозефа Данфорда-младшего и директора Национальной разведки Дэна Коутса. И тот, и другой остались за бортом Совета!

По традиции председателя Объединенного комитета начальников штабов называют «первым солдатом», и он является главным военным советником президента. Ну, а директор Национальной разведки имеет под своим крылом 16 разведывательных управлений, включая ЦРУ. Но даже это не подействовало на Трампа.

Тот, кто заседает в Совете нацбезопасности, не является чисто бюрократическим моментом. Дебаты в СНБ о проблемах войны и мира могут получить то или иное направление благодаря позиции членов Совета. А «буря и натиск» Бэннона общеизвестны. Они будут тем более опасными, что сам президент находится под его сильным влиянием.

Указ Трампа разрешает генералу Данфорду и Коутсу присутствовать только на тех заседаниях СНБ, на которых обсуждаются вопросы, «относящиеся к их ответственности и знаниям». Но возникает законный вопрос, а что лежит вне их компетенции во время обсуждения проблем войны и мира?

Как пишет The New York Times, уже первая неделя пребывания Трампа в Белом доме продемонстрировала некомпетентность президента в сфере национальной безопасности и внешней политики, требующих специальных знаний и искушенности в их применении. Ни Бэннон, ни зять Трампа Джерад Кушнер не обладают подобными знаниями. Им просто нечего применять. Это, конечно, дает Трампу свободу рук, но какой ценой? К тому же сейчас по Вашингтону поползли слухи о том, что президент стал ущемлять и функции своего советника по национальной безопасности отставного генерала Майкла Флинна.

Скандал, вызванный указом, запрещающим въезд в США граждан семи мусульманских стран, казалось бы, должен был встряхнуть Трампа. Тем более что и этот президентский указ был пропихнут все тем же Бэнноном без всякой консультации с экспертами и министерством внутренней безопасности, без всякого обсуждения его в НСБ. Все, что последовало за этим президентским указом, показало миру не твердого и решительного Трампа, а Трампа-незнайку.

Шовинизм Бэннона, используемый Трампом в ходе избирательной кампании, награждался бурными аплодисментами толпы. Но сейчас этот же самый шовинизм, перенесенный в область внешней политики, ведет лишь к отчуждению союзников США.

Вопрос о запрете въезда граждан из мусульманских стран в США, несомненно, весьма серьезный. Однако это еще, как говорится, не конец света. Но допустим, что завтра возникнет кризис в отношениях США с Китаем в Южно-Китайском море или с Россией на Украине. Вот тут советы «главного политического провокатора», как величает «Нью-Йорк таймс» Бэннона, могут действительно оказаться роковыми.

Мистер Трамп, у вас еще есть время подумать!

Мэлор СТУРУА, Миннеаполис

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру