Зачем премьер-министр Израиля Нетаньяху приехал к Дональду Трампу

Президент Соединенных Штатов заявил, что Вашингтон не будет настаивать на создании Палестинского государства

В среду, 15 февраля, в Вашингтоне состоялись переговоры между прибывшим в Соединенные Штаты премьер-министром Израиля Нетаньяху и президентом Дональдом Трампом. Каковы результаты этих переговоров?

Президент Соединенных Штатов заявил, что Вашингтон не будет настаивать на создании Палестинского государства

Президент Трамп заявил, что больше не будет настаивать на создании Палестинского государства, как части мирного урегулирования между Израилем и палестинцами. Таким образом, Вашингтон отказался от политики, которой он придерживался на Ближнем Востоке со времён клинтоновской администрации. Правда, этот «отказ» носил несколько туманный характер.

Выступая на совместной пресс-конференции после переговоров, президент Трамп сказал: «Мне нравится то решение, которое нравится обеим сторонам. Я весьма рад решению, которое нравится обеим сторонам. Но я могу ужиться с обоими решениями». Поди, разберись…

Комментарии Трампа к состоявшимся переговорам явились отходом от двух десятилетий так называемой дипломатической ортодоксии, и они возбудили целый ряд весьма острых вопросов по поводу жизнеспособности позиции, занятой президентом Трампом. Палестинцы вряд ли согласятся на какое-либо решение, которое не даёт им права на создание суверенного государство. Но создание единого Израиля, включающего в себя Палестину, означало бы появление государства, в котором арабское население составило бы большинство.

Дональд Трамп предпочел не влезать глубоко в эти проблемы, предпочитая сфокусироваться лишь на своей уверенности, что он может добиться «прорывного соглашения». Он сказал: «Я думаю, что мы достигнем соглашения, которое весьма важно лично для меня. Это будет соглашение намного лучше, чем об этом могут думать люди, собравшиеся в этой комнате».

Но даже переориентируя настолько радикально американскую политику, Трамп тем не менее, сказал Нетаньяху, чтоб тот перестал строить новые поселения на Западном Берегу, во всяком случае, в настоящее время: «Мне хотелось бы увидеть, что вы несколько приостановили строительство поселений». Трамп также подчеркнул, что Израиль должен быть гибким в ходе будущих мирных переговоров. «Так, вообще в ходе успешных переговоров обе стороны должны идти на компромисс», — заявил Трамп. Обращаясь к Нетаньяху, он спросил: «Вы надеюсь, это понимаете, не так ли?»

Нетаньяху ответил с улыбкой: «Это должны понимать обе стороны». Как пишет The New York Times, израильский премьер, который номинально поддерживает решение о двух государствах, подхватил декларативные заявления Трампа. Он заявил, что больше предпочитает вести переговоры о «субстанции», чем о «наклейках». Нетаньяху подчеркнул также, что концепция двух государств означает нечто разное для разных людей в регионе. И он вновь повторил свои два предварительных условия — что палестинцы должны признать Израиль как еврейское государство и что Израиль будет контролировать безопасность на всем Западном Берегу. Препятствием к мирному регулированию, заявил Нетаньяху, является ненависть палестинцев, которую они демонстрируют, создавая статуи в честь тех, кто совершают теракты. «Вот в чем заключается источник конфликтов», — сказал он.

В столице во время переговоров Трампа с Нетаньяху не было министра обороны и Государственного секретаря. Так, что по сути дела, переговоры вели сам президент Трамп и его зять, главный советник Джаред Кушнер. Трамп и Кушнер вели переговоры, опираясь на то, что некоторые арабские государства в регионе уже нашли общую почву с Израилем на базе «единого врага» в лице Ирана. Эти арабские страны выразили желание добиться мирного урегулирования палестинской проблемы. Однако не совсем ясно, как палестинцы согласятся на урегулирование, которое не даёт им возможности создать свое собственное государство.

До нынешнего момента Трамп и его команда воздерживались от переговоров с палестинцами. Однако директор ЦРУ Майк Помпео встречался с палестинским лидером Махмудом Аббасом во вторник, о чем сообщает Ассошиэйтед Пресс. Как известно, идея создания независимого Палестинского государства, которое включало бы в себя Западный Берег и Газу, стала центральной темой ближневосточного урегулирования в 1990-х годах, после того, как было подписано соглашение в Осло. Билл Клинтон явился первым американским президентом, который дал согласие на создание двух государств в качестве решения израильско-палестинской проблемы. Об этом он заявил в своей речи в январе 2001 года за две недели до своего ухода из Белого дома. Клинтон подчеркнул, что конфликт не будет никогда решен без создания «суверенного жизнеспособного Палестинского государства».

Буш-младщий, который сменил в Белом доме Клинтона, подхватил идею создания двух государств. Он стал практически первым президентом, который объявил эту идею в качестве официальной американской политики. Что касается президента Обамы, то он рассматривал решение о создании двух государств, как непременную основу подхода Вашингтона к событиям в регионе. Однако со временем и в особенности с приходом в Белый дом Дональда Трампа, эта идея стала терять своё влияние не только в Вашингтоне, но и на Ближнем Востоке, где многие израильтяне и палестинцы распрощались с надеждой, связанной с концепцией двух государств.

Премьер Нетаньяху прибыл в Вашингтон не в самое подходящее время. Дело в том, что пару дней назад президент Трамп лишился своего советника по национальной безопасности Майла Флинна. Таким образом, Нетаньяху лишился, пожалуй, самого важного союзника против Ирана. Во время прошлогодней избирательной кампании, Трамп неоднократно критиковал ядерное соглашение с Ираном, называя его «ужасной сделкой». Однако его администрация даёт понять, что она не намерена разорвать эту «ужасную сделку», во всяком случае, немедленно. Этому, якобы, не мешают новые санкции, наложенные на Тегеран в связи с тем, что он недавно провел испытания баллистических ракет.

На пресс-конференции Трамп снова охарактеризовал соглашение с Ираном как «одно из самых плохих соглашений, которые мне довелось увидеть». Однако он не проронил ни слова о том, что откажется от этого соглашения или попытается его изменить в ходе повторных переговоров. Вместо этого он просто пригрозил: «Я сделаю больше, чтобы запретить Ирану развитие ядерного оружия».

Премьер Нетаньяху, исходя из того, что американо-иранское соглашение не будет перечеркнуто, настаивал на его пунктуальном выполнении. Такая позиция более подходит для Белого дома. Однако уход Флинна, по всей вероятности, приведет к тому, что последующие переговоры между Трампом и Нетаньяху будут фокусироваться более на попытках мирного урегулирования с палестинцами, чем этого хотелось бы премьер-министру Израиля.

Как известно, Нетаньяху с нетерпением ожидал прихода в Белый дом Дональда Трампа. Он впервые за свои четыре срока пребывания в качестве премьер-министра Израиля, наконец, получил возможность партнерства с президентом-республиканцем. После двух сроков президентства Обамы, который настаивал на уступках Израиля для достижения мирного урегулирования, Нетаньяху ожидал активной поддержки от нового президента.

Но, когда Израиль начал объявлять о том, что тысячи домов на Западном Берегу станут явью в связи с инаугурацией Трампа, последний несколько притормозил. Он заявил израильским газетам на прошлой неделе, что появление израильских поселений на Западном берегу «не помогает процессу» и что он не верит, что «продолжение этой политики поселений явится положительным моментом для достижения мира». Трамп также отошел от своих обещаний, которые он делал во время избирательной кампании по поводу переноса американского посольства из Тель-Авива в Иерусалим. Он заявил, что это «нелегкое решение… посмотрим, что из этого получится».

Такие комментарии Трампа вызвали удивление у определенных израильских кругов, но могут оказаться сподручными для премьера Нетаньяху, который попытается использовать их против давления со стороны лидеров движения за строительство поселений. Эти правые лидеры толкают его на более решительные шаги.

Если рассматривать «тонкую материю» переговоров Нетаньяху с Трампом, то можно прийти к заключению, что приход Трампа в Белый дом отнюдь не даёт Израилю права распоряжаться будущим Израиля и Палестины без американского вмешательства. Вот почему, как пишет газета «Нью-Йорк таймс», Нетаньяху был удивлен тем, что президент Трамп собирается серьезно инвестировать в достижение мирного урегулирования. Здесь рассматривают тот факт, что Кушнер стал проводником планов Трампа на Ближнем Востоке, как знамение, льющее воду на мельницу премьера Нетаньяху. Однако у Кушнера нет опыта ведения дипломатических переговоров. Правда, он обладает тем, чем не обладали другие переговорщики — полным доверием со стороны президента. «А это имеет огромное значение», — говорит Деннис Росс, который был переговорщиком на Ближнем Востоке при нескольких американских президентах. «Люди в регионе начинают чувствовать запах, когда переговорщики не имеют власти. Я думаю, что власть имеет огромное значение».

Теперь, как говорится, «будем посмотреть» как поведет себя Кушнер, обладающий полным доверием Трампа и лично заинтересованный в том, чтобы Израиль выиграл от переговоров по Ближнему Востоку.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру