Если б я был султан: в Турции начался исторический референдум

Эксперт: в связи с голосованием накопилось много острых вопросов

В воскресенье, 16 апреля, в Турции открылись 167 тысяч участков для проведения исторического – его априори назвали так – референдума о поправках в конституцию. Всего власть предложила внести в основной закон 18 поправок, но главный смысл происходящего – расширение полномочий главы государства и переход к президентской республике.

Эксперт: в связи с голосованием накопилось много острых вопросов

Конституционную реформу предложила команда Реджепа Тайипа Эрдогана, который в случае успеха инициированного им референдума получит большую власть. Президент сможет назначать министров, выдвигать кандидатуры судей, объявлять чрезвычайное положение распускать парламент и т. д. А должность премьер-министра, согласно реформе, должна быть упразднена. Военным предложенные на референдуме нововведения не дают права участвовать в выборах.

Те, кто поддерживает реформу, говорят, что она сделает власть более простой и эффективной. И кивают на страны, где президент играет сильную роль (от США до Франции).

Противники реформы опасаются, что Эрдоган концентрирует всю власть в своих руках, превращаясь в авторитарного «султана». По новой конституции, увеличивающей президентский срок до 5 лет и разрешающей главе государства оставаться на своем посту два срока подряд, Эрдоган получает возможность оставаться у власти аж до 2029 года. Вдобавок, если действующая конституция предполагала нейтральный статус президента, то нововведения позволяют ему сохранять членство в политических партиях.

«Обстановка спокойная, страна, традиционно поздно раскачивающаяся по воскресеньям, приступила к голосованию, – рассказывает «МК» находящийся в Анкаре политолог и блогер по Турции Иван СТАРОДУБЦЕВ. – Поток голосующих по состоянию на полдень постепенно нарастает. Ведущие политические лидеры страны уже использовали свое право на голосование. В стране очевидно предприняты повышенные меры безопасности. К обеду поток голосующих стремительно нарастает. Идут и старики и пенсионеры и инвалиды. Очевидно, явка будет высокая. Хотя подводить итоги дня ещё рано. Страна по воскресеньям традиционно просыпается к 14-15 часам.

Раскол между сторонниками и противниками конституционной реформы чувствовался вплоть до дня голосования, постоянно были сюжеты и материалы в СМИ. Но в день референдума подчеркнуто все спокойно – во всяком случае, в масс-медиа. Если говорить о самых острых вопросах, которые возникают в последнее время в связи с нынешним референдумом, то их довольно много. Например, не станет ли республиканская и светская Турция исламской республикой (а-ля Иран, но на свой манер)? Не начнется ли в стране междоусобица? Не скатится ли страна в полосу тяжелого экономического кризиса? Не начнёт ли Турция очередную «победоносную» военную операцию в Сирии, которая перерастёт в полноценную войну? Что будет в отношениях между Турцией и Россией с учётом того, что противоречия, невзирая на примирение, — до сих пор отнюдь не разрешены и время от времени «искрят»? Не закроют ли снова Турцию для россиян?..»

В референдуме смогли принять участие и турецкие граждане, проживающие за рубежом. Возможность проголосовать они получили с 9 апреля. И по данным СМИ, более миллиона турок в 57 странах этой возможностью воспользовалось. В том числе и в Германии, где проживает около 3 млн турок (из них половина имеет турецкое гражданство, а значит, обладает правом участвовать в референдуме). Урны с бюллетенями из-за рубежа переправлены в Анкару, с тем, чтобы их вскрыли после завершения голосования на территории страны.

Напомним, что попытки турецких властей повлиять на настроения соотечественников, проживающих в европейских странах, натолкнувшиеся на противодействие этих государств, вызвали серьезные дипломатические скандалы. Так, в начале весны в ряде городов Германии местные власти отказались предоставить турецким министрам площадки для агитации за предлагаемые Эрдоганом конституционные поправки. В ответ президент Турции обвинил Германию и ее канцлера в «нацистских методах». Острым оказалось противостояние между Анкарой и Нидерландами, где проживает около 400 тыс выходцев из Турции. Голландцы не разрешили главе МИД Турции Мевлюту Чавушоглу и министру по делам семьи и социальной политики Турции Фатиме Бетюль Саям Кайе встретиться в преддверии референдума с проживающими в Роттердаме согражданами.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27373 от 17 апреля 2017

Заголовок в газете: Останется ли Эрдоган до 2029-го?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру