Российский истребитель пятого поколения придется подождать еще три года

Глава Минпромторга рассказал о программе испытаний Су-57

17 января 2018 в 16:36, просмотров: 6690

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров в среду назвал сроки завершения испытаний российского истребителя 5-го поколения Су-57 (или ПАК ФА - перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) с новыми, специально созданными для него двигателями. Со старыми движками далеко не все специалисты решались называть Су-57 самолетом 5-го поколения – в экспертных кругах это считалось несколько преждевременным. И вот теперь, наконец, стало ясно, сколько еще российским ВКС ждать этот самолет. По словам Мантурова, «испытания двигателя второго этапа могут продлиться около трех лет».

Российский истребитель пятого поколения придется подождать еще три года
фото: ru.wikipedia.org
Фото: Dmitry Zherdin.

Когда новейший российский истребитель впервые поднялся в воздух – а произошло это в 2010 году – он летал с двигателями АЛ-41Ф1. Этими же движками оснащен истребитель поколения «4++» Су-35. Именно поэтому ряд авиационных экспертов постоянно утверждали, что о 5-м поколении российской боевой авиации говорить еще рано.

И тут следует подчеркнуть, что двигатель любого самолета – это одна из самых технически сложных его составляющих. Конструкторы часто говорят: когда для машины сделан новый двигатель, это значит новый самолет на 60%, если не больше, уже готов.

Российский Су-57 получил новые двигатели совсем недавно. Первый 17-минутный полет с новыми движками он совершил 5 декабря 2017 года. Оценивая его, Денис Мантуров сказал тогда, что ПАК ФА подтвердил высокий потенциал российского авиастроения, способного создавать высокоинтеллектуальные передовые системы — уникальный планер, инновационная цифровая начинка, новейшие двигатели.

Новые двигатели для Су-57 пока имеют гриф «изделие 30». Известно, что главное их отличие от старых в том, что благодаря новым движкам, российский аналог американского F22 Raptor сможет совершать длительный полет на сверхзвуке. Пока Су-57 может разгоняться до сверхзвука на форсаже и выполнять кратковременный полет.

По информации из открытых источников, в «изделии 30» улучшена топливная эффективность. Они развивают тягу до 19,5 тонн. Без использования форсажа на этих двигателях Су-57 может лететь на крейсерской скорости, в два раза превышающей скорость звука (2 М), - это свыше 2000 километров в час. У американского F-22 Raptor крейсерская скорость – 1,82 М. Максимальная скорость Су-57 также выше, чем у американского конкурента. Наш разгоняется до 3 тыс. км в час, а американец – до 2140 км в час. Обещают, что серийное производство Су-57 начнется с 2019 года, после того, как сначала изготовят установочную партию из 12 машин.

Безусловно, все это можно считать большим шагом вперед для российского авиапрома, технологическая база которого в 90-х годах прошлого века была серьезно подорвана. Однако почивать на лаврах тоже не следует, как и сбрасывать со счетов, что рад стран – США, Китай, Япония – уже работают над проектом истребителя 6-го поколения. И здесь они, похоже, продвинулись дальше нас. Во всяком случае, уже точно известно, что в США, к примеру, эту машину делает фирма «Боинг». Проект называется F/A-XX. Поднять его планируют к 2030 году. Самолет должен прийти на замену палубных истребителей F/A-18E/F «Super Hornet».

Известен уже и его облик – макет впервые показали еще в 2009 году, правда, позже он был подвергнут серьезной доработке. F/A-XX - двухместный истребитель с двумя двигателями. Максимальный взлетный вес на уровне 45 тонн, дальность — 3000 км. О типе двигателя ничего не сообщается, но специалисты считают, что он вероятнее всего турбореактивный и способен обеспечить сверхзвуковой крейсерский полет в бесфорсажном режиме. Максимальная скорость не указывается, но гиперзвука, считают эксперты, она почти наверняка, не достигает.

Справка «МК»: Су-57 перспективный российский многофункциональный истребитель пятого поколения разработки ОКБ имени Сухого. До августа 2017 года самолёт был известен под заводским индексом Т-50. Самолёт разработан для замены в российских ВВС тяжёлого истребителя Су-27. Для экспортных поставок на базе Су-57 совместно с Индией предполагается создание экспортной модификации самолёта с обозначением «FGFA» (Fifth Generation Fighter Aircraft — истребитель пятого поколения). Первый полёт самолёт совершил 29 января 2010 года.

Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram



Партнеры