Мысли простых украинцев про автокефалию: «Меня не касается»

Независимость церкви принесет Порошенко лишь небольшие дивиденды

Вокруг событий, связанных с получением автокефалии украинской церковью, строятся самые мрачные прогнозы. Поведение Вселенского патриархата не оставляет сомнений в том, что Украина получит томос (разрешение) на автокефалию. За этим может последовать захват храмов, подчиняющихся УПЦ Московского патриархата. А как видят ситуацию обычные местные обыватели? Какие у них отношения с церковью?

Независимость церкви принесет Порошенко лишь небольшие дивиденды

тестовый баннер под заглавное изображение

То, что церковные вопросы не являются жизненно важными для большинства украинских избирателей стало неприятным открытием для политтехнологов ведущих президентскую компанию Петра Порошенко еще в начале лета. Источник, близкий к АП Украины, тогда называл цифру в 17% «воцерковленных» избирателей, для которых получение томоса хоть что-то значило бы при голосовании за кандидатуру будущего президента.

Собеседники корреспондента «МК» только подтвердили эти цифры.

«Я из греко-католиков, меня это не касается!» - ответила первая собеседница Татьяна, которая оказалась жительницей Львова.

«Мне не нравится предвыборный слоган Порошенко - «Армия, Церква, Мова» (армия, церковь, язык), который сейчас на плакатах по всей Украине, - отозвалась на вопрос Юлия из Киева - Я не хожу в церковь, но дело не в этом. Меня раздражает, что все это происходит в предвыборный год! Всегда все одинаково в этом вопросе - приходят выборы и начинается - вопросы языка, вопросы церкви... Это точно не объединяет население во время войны, которая еще идет на Донбассе. Понимаете, меня? Мне говорят, что церковь - это вопрос столетий! Не мог бы он тогда подождать еще годик до окончания всех выборов, чтобы я понимала, что это действительно всерьез и не к дате?»

«Я из Донецка и на причастия в жизни не ходила. ТакЮ как все - на Пасху, Вербное воскресенье и свечки за упокой и здравие поставить, если храм красивый - рассказывает Ирина, - К церкви отношусь спокойно, она ведь будет у нас такая же как в Болгарии или Сербии? Если им можно, значит и у нас может быть? Ну и, если честно, после того, чего я насмотрелась в Донецке и Славянске в 2014, дочку крестила в Мариуполе в храме киевского патриархата. Очень обиделась за начало войны на московскую церковь»

«А кто такой томос?» - быстро отреагировала на такой же быстрый вопрос мой следующий собеседник.

«Украина очень большая страна, и это достойное решение - быть со своей церковью! - пояснила мне свою позицию Наталья Игнатенко, жительница Мариуполя, - Плюс отделить еще дальше русских от нас. Мы давно не братья и должны жить своей экономикой, страной, развитием и церковью».

Я спросил у Натальи, как зовут ее духовника, и получил в ответ недоуменный взгляд: «Нет его у меня, но я верю в Бога. Мне это дает в како-то степени надежду, что есть высшие силы, которые нас берегут. Не соблюдаю посты, не причащаюсь, по воскресеньям не хожу на службы. Но знаю всю молитву "Отче наш”. Иногда, приходя в церковь, захожу и ставлю свечи за родных— живых и усопших».

Наталья - типичный и самый массовый вид украинского верующего православного человека, который в ответ на вопрос социолога отвечает: «Верую!», но свою «родную» церковь вам правильно не назовет.

Истинно воцерковленных людей очень трудно встретить на улицах Киева или Мариуполя с Краматорском. Всей семьей по воскресеньям ходят в церковь в основном люди на Западной Украине, и они по большей части греко-католики.

Церковный вопрос может стать одним из главных для населения, только если начнутся массовые силовые противостояния вокруг лавр и церквей с участием боевиков со стороны. Большого количества молодых и крепких людей на службах в храмах обычно не видно - их могут прислать туда исключительно политики в ответ на призывы церковный иерархов...

Нашел любопытную статистику по Донецкой области: в «довоенное» время там православные приходы составляли только 42% от общего числа религиозных общин (в абсолютных цифрах это - 762 храма УПЦ МП) на регион с 3,5 миллиона человек в списках избирателей.

Остальное пространство было заполнено многочисленными протестантскими церквями, мусульманами, понемногу католиками и иудеями и, как ни странно, довольно мощной сетью кришнаитов.

Украинское религиозное законодательство строилось под влиянием Запада, и оно крайне либерально по сравнению с российским. За 27 лет жизни в независимой Украине религиозный ландшафт страны очень сильно поменялся. И сильнее всего, кстати, это произошло на востоке - 25 % протестантских приходов страны были сконцентрированы в Донецкой и Луганской областях.

Может быть, поэтому на улицах страны, в отличие от зала Верховной рады, людей, имеющих твердое мнение о процессе создания единой Украинской поместной православной церкви и знающих все этапы получения томоса, встретить с налета довольно трудно.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27808 от 13 октября 2018

Заголовок в газете: Избиратель Порошенко не впечатлился «завоеванием томоса»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру