Этот форум пятый по счету, но, несмотря на скромную официальную дату (на самом деле с основания все десять), у ВФТМ репутация самой эффективной институции в стране, собирающей театральных управленцев и практиков театра.
- Для нас это маленький, но очень важный юбилей, — говорит перед началом руководитель ВФТМ Кирилл Крок (он примчался в театр из Госдумы), — люди добровольно, а не по разнарядке, не по официальному письму учредителя приезжают к нам в Москву со всей страны, чтобы участвовать в круглых столах, делиться опытом, рассказывать о своих удачных или уникальных практиках. Это сугубо профессиональная общность людей, основанная только на одном — любви к театру, изучении его, погружения в него.
Поделиться профессионализмом, поделиться мастерством — вот что такое театральный менеджер сегодня.
Открытие состоялось в театре Вахтангова на Исторической сцене. После установочных выступлений Кирилла Крока и замминистра культуры РФ Сергея Першина, носивших исключительно конструктивный характер, участники начали работать по секциям.
На одну из них, посвящённую музейной деятельности в государственных театрах, я заглянула. Зал Новой сцены забит под завязку, что говорит об интересе и устойчивой тенденции к поиску новых форм сохранения театрами собственной истории.
«Музей в театре: - дополнительная нагрузка или источник дохода и новая аудитория?» - написано на экране. Тут стоит заметить, что музеи театрам не положены, их нет в Госзадании: есть же общий музей театрального искусства - Бахрушинский или редкое исключение - Музей МХТа им. Чехова, который с основания имеет самостоятельный статус федерального подчинения.
Однако тон на панели, которую ведёт Дмитрий Родионов, задают хозяева площадки: они рассказывают о собственном опыте.
- В Вахтанговском нет музея в Госзадании, он не входит в Госкаталог, - говорит Кирилл Крок, - и у нас нет на это ни копейки. Но мы обязаны сохранять свою историю.
Крок рассказал как это делают в Вахтанговском. Если кратко: это хранение документов и всего прочего, вплоть до уникальных костюмов, предметов реквизита и прочее. Это и экскурсии, которые уже сами как спектакли, и они входят в репертуар театра наряду с постановками, и две из них: одна в Москве, другая во Владикавказе, вышли за пределы театра. Экскурсии являются серьезным источником дохода, принося в карман театра восемь миллионов в год.
- Уверяю вас, что в любом театре есть что показать, - заключил Крок, и сообщил, что на каждого артиста, только что поступившего в театр или давно работающего, тут же заводится дело - оно тоже становится музейной единицей хранения.
Неожиданная формулировка вызвала бурную реакцию аудитории, хотя все поняли, что имел в виду Директор Вахтанговского.
Антон Прохоров и Дмитрий Сутыка конкретизировали в деталях музейные проекты театра - от нюансов психологического характера до последнего мультимедийного проекта «Гений места», не имеющего аналогов в театральной Москве. «Мы работаем над созданием вселенной истории Вахтанговского театра, - подчеркнул Прохоров, чтобы ни у кого не оставалось сомнения: Вахтанговский - это империя, и с этим не поспоришь.
Ещё один интересный опыт - из Казани, от государственного национального Театра имени Камала, который в этом году получил новое здание - 57000 метров, 4 зала и много пространства для экспозиций, 34000 экспонатов. Два ролика на экране демонстрировали чудеса цифровых технологий в действии. А директор татарского театра Ильфир Якупов рассказал об идеологии, на которой выстроена их музейная жизнь.
- Героем каждой экспозиции мы сделали нашего посетителя. Все экспонаты у нас в электронном виде. Посетители открывают книгу и на его глазах оживают спектакли. Он сам, не пачкая лица, может примерить любой грим, не раздеваясь - костюм.
Самое интересное, что все эти цифровые штучки расположены в здании 1907 года - так прошлое в настоящем встречается с будущим.
Директора, менеджеры региональных театров впитывают всё, и прикидывают: а хватит ли у них средств на организацию подобного опыта, какими силами это делать? А опыт вдохновляющий. Директор Мурманского областного драматического театра Светлана Асташенкова не первый раз приезжает на ВФТМ. Она уверяет, что самое главное для неё здесь общение, новые контакты и практики, которые можно применить в регионах. А там театрам живётся непросто. И тем не менее: «Москва для нас - это место силы, здесь все самое интересное, для нас - это та планка, которая становится точкой отсчета, тем вектором развития, которого мы будем придерживаться.
За четыре фестивальных дня директора театров, их заместители, пиарщики, продажник и прочие специалисты обсудят, как сделать жизнь своих театра лучше, чем привлекать нового зрителя, как правильно продавать билеты и позиционировать свой театр. Каждый из дней форума посвящен определенной теме — искусству управления, тактике и практике, искусству инновации, искусству быть лидером. Как мы видим, ключевым словом для управленцев все-таки является искусство.