Навальное увлечение

Политтехнологии заполнили собой блогерское пространство

Об Алексее Навальном сейчас говорят много, как никогда. Но уже ясно, что речь идет не о каком-то отдельном “блогере и юристе”, а о целом политтехнологическом проекте, который активно раскручивается к предстоящим парламентским выборам. При этом и факты, и эксперты говорят о его не столько политической, сколько коммерческой направленности.

Политтехнологии заполнили собой блогерское пространство

Разоблачения

До 2010 года об Алексее Навальном, по большому счету, никто не слышал. По-настоящему публичная фаза его карьеры началась с попытки разоблачения “Транснефти”. Напомним, в 2010 году в российских СМИ проводились массированные кампании за приватизацию части государственного пакета акций “Транснефти” под лозунгом пополнения бюджета. А с ноября прошлого года компания “Транснефть” стала объектом информационных атак ее миноритарного акционера Алексея Навального.

В блогосфере история противостояния Алексея Навального и “Транснефти” изначально воспринималась с сомнением. Потом в Сеть попало письмо Навального президенту “Транснефти” Николаю Токареву с предложением заключить мировое соглашение, в котором Навальный обещал “не разглашать информацию, содержащуюся в запрашиваемых протоколах совета директоров ОАО “АК Транснефть” любым третьим лицам”. Оно вызвало серьезное возмущение, ведь Навальный обещал общественности как раз эти протоколы огласке и предать.

“Он написал в своем блоге, что главное для него — получить эти документы, что он готов их впоследствии даже не обнародовать. Это означает, что логика его личных выгод, его личных отношений с корпорациями имеет откровенный приоритет к его публичному имиджу общественного деятеля, — объясняет генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. — Он, кстати, в этом же блоге написал, что такие же соглашения есть у него с другими компаниями. Естественно, логика борца с коррупцией была сильно поколеблена, многие и эксперты, и блогосфера очень жестко высказались против Навального, он был вынужден оправдываться. Но это лишь один из примеров, далеких, в общем, от борьбы с коррупцией”.

При этом из риторики Навального можно заключить, что “наезды” на “Транснефть” и обвинения ее руководства в коррупции носят политический характер. По крайней мере, “известный блогер” любит повторять, что в “Транснефти” полно “людей в погонах”. Объяснить эту двойственность в словах и действиях Навального можно, только если всерьез воспринимать его тем, кем он хочет казаться — новым Робин Гудом. Но если рассматривать его деятельность как самопродвижение в качестве политтехнолога, все становится на свои места.

Даже начиная говорить о конкретных вещах, Алексей Навальный всегда приходит к выводу о том, что все чиновники плохи. Поневоле создается впечатление, что он единственный, кто знает, что делать с коррупцией в России. Известный политтехнолог Глеб Павловский считает это сознательным приемом: “Те, кто, как Навальный, работают сознательно, стараются не столько сообщить что-то, сколько “забетонировать” аудиторию”.

На прошедшем недавно в Вашингтоне публичном брифинге под названием “Рейдерский захват компаний: современные схемы мошенничества на российском рынке” Навальный оказался главным докладчиком. Глеб Павловский не видит в этом ничего удивительного. “Навальный только для нас фигура экзотичная. А в той же Америке таких много. Это тип такого социального популиста, использующего протестантские технологии. Ведь, выражаясь рыночными терминами, продукт должен быть не только полезен, он должен быть хорош еще и с точки зрения дизайна, чтобы потребитель влюбился в него еще до того, как попробовал, — объясняет политолог. — Навальный с его проектом — это такой хорошо дизайнерски оформленный политический продукт. Но при этом он не хочет быть пассивным участником политического процесса, переходящим из рук в руки, он хочет управлять собой. А для этого ему нужно создать вокруг себя устойчивый электоральный сектор, который, повторю, с удовольствием приобретет любая оппозиционная партия”.

Следствие ведет

В преддверие парламентских выборов на Алексея Навального обратили свое внимание многие политические силы. Так, свои респекты в его адрес высказывают лидеры “Справедливой России”. “@navalny удачи! Ваше дело правое!” — недавно написал в своем микроблоге лидер эсэров Сергей Миронов. Вероятно, так оценивается участие Навального в проекте “справороссов” “Партия жуликов и воров”, направленном против “Единой России”, которую “Справедливая” уже давно хочет заменить “в кресле” партии власти. Депутат Госдумы от КПРФ Олег Шеин тоже рад: “Наши сотрудничают с Навальным, но он, как я понимаю, либерал, так что это просто взаимодействие по установлению в стране демократии и ликвидации коррупции”.

Глеб Павловский, впрочем, считает восторги “левых” преждевременными: “Многие поняли это буквально — что Навальный просто играет против “Единой России” и хочет создать оппозиционное движение, но на самом деле ему нужно было другое. Ему нужно было чем-то занять свой фан-клуб. А потом он мог приписать себе все голоса против “Единой России” — мол, это мы сделали, ребята”.

Участие в выборах в качестве политтехнолога — не просто удачный ход человека, продемонстрировавшего свое умение работать с аудиторией. Для Навального в таком развитии “карьеры” под крылом значимой политструктуры не было бы ничего удивительного. Ведь его биография для самостоятельного политика слишком “пятниста”.

По сообщению Полит.ру, 3 декабря прошлого года Следственный комитет по Приволжскому федеральному округу получил из МВД на проверку уголовное дело о мошенничестве, возбужденное против известного блогера и юриста Алексея Навального.

Как полагает следствие, будучи советником губернатора Кировской области, Навальный “путем обмана и злоупотребления доверием” принудил экс-директора ГУП “Кировлес” Вячеслава Опалева заключить невыгодный договор на поставку древесины, который принес предприятию убыток в 1,3 млн. руб. В СКП по Кировской области подтвердили, что ждут материалы, отметив при этом, что они “пока не дошли”.

Опалев объяснил (следователям), что Навальный пообещал ему помочь в заключении выгодных государственных контрактов с учредителем ГУПа — департаментом лесного хозяйства Кировской области. Сам Опалев почему-то не мог договориться с чиновниками напрямую. В обмен “Кировлес” должен был заключить убыточный для предприятия контракт с ООО “Вятская лесная компания”. В противном случае Опалеву якобы грозило увольнение.

Другой эпизод относится к середине 2007 года, когда в ходе предвыборной работы с СПС на счет принадлежащего Навальному ООО “Аллект” было перечислено более 99 млн. рублей на производство продукции, сопровождающей предвыборную кампанию. Судьба этих денег обсуждалась на съезде партии, однако дальше высказанных подозрений дело не сдвинулось.

“Еще одно предприятие, созданное Навальным, — ООО “Аллект” — занималось розничной торговлей, его счета также использовались во время предвыборной кампании “Союза правых сил” в 2007 году”, — так описывает принадлежность и род деятельности ООО “Аллект” издание Lenta.ru.

Бывшая пресс-секретарь “Яблока” Евгения Диллендорф недавно отметила в своем блоге моральный аспект этой истории: “На периферии интернет-сознания идет скандал: якобы в 2007 году Навальный украл у СПС 99 миллионов рублей. Из всей темной истории меня интересует одна не вполне криминальная деталь: переводы этой суммы фирме Навального действительно осуществлялись — это следует из официального сводного отчета СПС на сайте ЦИК РФ. А теперь вспомним, что в 2007 году Навальный был членом “Яблока” и состоял в ее руководстве (зампредседателя Московского отделения (до 25 июня 2007 года), членом Федерального Совета партии (до 14 декабря). Допустимо ли, будучи в одной партии, работать на другую, с которой твоя партия находится в состоянии выборов?”

“Я думаю, на самом деле, что бэкграунд Навального (а здесь у него и сотрудничество с радикальными националистами, и исключение из “Яблока” за это, ведь “Яблоко” известно своей брезгливостью, и сомнительная деятельность в качестве советника губернатора Кировской области, когда он возглавлял фонд поддержки инициатив губернатора, куда собирались деньги с предпринимателей) позволяет ясно судить о том, что вряд ли человеком движут какие-то возвышенные или некоммерческие мотивы. Вот в истории ФАС он поучаствовал — откровенно уже участвует в пиар-кампаниях различных ведомств”, — расставляет точки над “i” Дмитрий Орлов.

ИМХО:

mat_fisher: “...так Навальный и поднялся… А что же дальше? А дальше популярность начинает работать на него: то Миронов оплачивает проект “Партия жуликов и воров”, то Шеин работенки подбросит”

Взаимовыгодная служба

“История с ФАС”, о которой упоминает политолог Орлов, действительно интересна. В середине марта Минэкономразвития предложило довольно спорный законопроект “О федеральной контрактной системе”, разработанный ГУ ВШЭ. 15 марта в своем блоге Навальный разнес этот законопроект в пух и прах, окрестив его по-своему — “О мерах по развитию коррупции в Российской Федерации”. Акцент блогер сделал на трех моментах: “презумпции добросовестности заказчика”, требовании предквалификации и возможности заключения сделки по результатам конкурентных переговоров.

“Давайте тогда уж назовем вещи своими именами и введем новый пункт “Размещения заказа путем сидения в ресторане и черчения на салфетке схемы отката”. Это тоже конкурентные переговоры. Одни откатывают 25%, но безналом, нужна “прокладочная контора”. Другие — 18%, но наликом и сразу”, — пишет Навальный”. А 27 марта “Газета.Ру — Финансы” передает слова начальника управления ФАС по контролю за размещением госзаказа Михаила Евраева: “Вместо честных торгов чиновник будет размещать госзаказ за столом в ресторане вместе с потенциальным исполнителем госзаказа”. Звучит, как хор.

Тем более связь между этими персонажами прослеживается не только ассоциативная: Евраев и Навальный — сверстники, оба в одно и то же время работали в партии “Яблоко”. Наконец, в СМИ озвучивались предположения о постоянном деловом сотрудничестве Навального с ведомством Евраева. Если это так, то “адвокату-блогеру” может позавидовать любой политтехнолог — кампания получилась “тонкой” и красивой.

Неслучайно 18 марта ректор ГУ ВШЭ Ярослав Кузьминов пригласил на дискуссию по поводу существующего ФЗ-94 (о госзакупках) и законопроекта, который предполагал этот закон отменить, не чиновников Евраева или Артемьева, а Навального. Дело ведь не только в том, что накануне последний обрушился в своем блоге на Ярослава Кузьминова как на одного из авторов нашумевшего законопроекта. Возможно, приглашение ректора ГУ ВШЭ Алексей Навальный получил и потому, что выступает “говорящей головой” ФАС в конфликте с Минэкономразвития.

Интересно и то, что одновременно с этим начал развиваться семимильными шагами проект Навального “РосПил”, собравший весьма крупную сумму пожертвований граждан за крайне малый срок. “Понятно, что Навальному отлистали бабла — и надо как-то этот грант легализовать. Но не настолько ж дубово, ага. ВНЕЗАПНО миллион. За сутки”, — иронизирует по этому поводу в своем блоге Тимофей Шевяков. Действительно, подобный способ оплаты услуг политтехнологических проектов — под видом пожертвований — практикуется достаточно давно.

А обнаружился еще один “коммерческий” след в проекте “Навальный”. В спам-рассылке некоего Исследовательско-аналитического центра репутационной защиты (ИАЦРЗ) 
(www.iacrz.org), пришедшей на редакционную почту, предлагался “уникальный комплекс услуг по репутационной защите, проведение pr-кампаний и надежную защиту от конкурентов”. А в прайс-листе компании на ее сайте клиентам предлагается поистине уникальная услуга: размещение информации в блоге антикоррупционера Алексея Навального.

“Online-проекты Алексея Навального сегодня являются, пожалуй, самыми заметными и популярными в российской блогосфере. Информация, размещаемая в блогах Алексея Навального, касается многих громких коррупционных скандалов и неизменно становится предметом обсуждения широкой общественности, перепечатывается ведущими российскими СМИ”, — так мотивирует ИАЦРЗ потенциальных заказчиков. Стоит удовольствие “говорящей головы” Навального “всего” от 100 000 долларов.

ИМХО:

angeina: “Что можно сказать про Навального. “Похвалить”, наверно. Заручиться такой дружбой с ФАС — это сильно, да и заказы куда приятней. Может, в будущем и в большую политику возьмут, а там куда шире горизонты. В общем, для Навального одни плюсы”

“Крутой и эксклюзивный”

Последний скандал, связанный с именем Алексея Навального, произошел там, где так резко стартовала карьера нашего героя — в блогосфере. Интернет-сообщество возмутилось, и всерьез, по поводу того, что компания СУП (владелец ЖЖ) разрешила Навальному увеличить аудиторию своего блога сразу на 6000 “френдов”. Притом, что по правилам той же компании СУП для всех прочих пользователей более 2000 “друзей” добавить нельзя. Сотни блогеров потребовали от СУПа объяснений и предоставления аналогичной привилегии.

Но пик возмущения пришелся именно на Навальноного. Типичное мнение выражено в посте блогера leshiy_1978: “Навальный меряет на себя костюм супергероя, борцуна с привилегиями, однако с радостью принимает оные от СУПа. Это лицемерие…”

Компании СУП все же пришлось объясниться: “Это специальная настройка, которая делается для некоторых пользователей в исключительных ситуациях”. Но “исключительность ситуации” в блоге Алексея Навального “суповцы” объяснять не стали. В ЖЖ тут же вынесли вердикт: подобными формулировками оправдываются и “мигалки” на автомобилях чиновников.

“Так я стал крутым и эксклюзивным”, — резюмирует сам Алексей Навальный. Но все перечисленные в этом тексте скандалы тем не менее сказались на репутации “известного блогера”. В марте социологический “Левада-центр” провел исследование, прося респондентов назвать “пять-шесть политиков, которым они больше всего доверяют”. В этом рейтинге Навальный оказался на 31-й позиции, завоевав всего 0,5% “голосов”. Это оказалось ниже результатов не только Бориса Немцова и Ирины Хакамады (у них по 2%), но и сравнительно давно не ведущего активной публичной деятельности Юрия Лужкова (0,7%).

Это похоже не просто на кризис, а на полное отсутствие доверия. Но Алексей Навальный — не политик, а политтехнолог. Навальный — это не отдельный феномен в нашей истории или в истории российского бизнеса. “Навальный” — проект прежде всего технологический, у него есть своя логика развития, подъемы, спады и так далее. Я думаю, что сейчас он находится в зените, но закат уже недалек. Потому что, по большому счету, все, что Навальный мог сказать, он уже сказал”, — считает Дмитрий Орлов.

Тем не менее некоторые аналитики верят в востребованность проектов типа “Навального”. Так, эксперт Центра независимой экспертизы Дмитрий Парфенов считает: “Мир ступил в полосу экономической нестабильности, а это равносильно нестабильности политической. Мы еще станем свидетелями многих разоблачений, за которыми будет очень трудно увидеть истинные мотивы тех, кто стоит за вдохновленными ликами “борцов за справедливость”. В новом году появится сразу несколько масштабных пиар-проектов, аналогичных проекту “Навальный”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру