Потливая власть

Когда-то крупнейшая парфюмерная сеть “Арбат Престиж” была разодрана кредиторами и разорилась, как выяснилось, зазря

Дело об уклонении от уплаты налогов вчера было закрыто за отсутствием состава преступления. Но за формальной ошибкой, за которую государство, впрочем, не заплатит, стоит банальный рейдерский захват.

Когда-то крупнейшая парфюмерная сеть “Арбат Престиж” была разодрана кредиторами и разорилась, как выяснилось, зазря

“Прихлопнуло” не просто бизнес Владимира Некрасова: с “Арбат Престижем” покупатели потеряли порядка 20 тыс. наименований косметики, не представленных в других крупных сетях, а также низкие цены. На полках магазина можно было найти духи всего на 10 рублей дороже, чем в опте. Владелец магазина когда-то объяснял это огромным объемом закупок (конечно, отрицая факт контрабанды). Опыт закупки дешевой косметики у Некрасова имелся: в середине 90-х он считался крупнейшим оптовым поставщиком парфюмерии в Россию, проигрывая по ценам только челнокам. Цены в “Арбате” напрягали многих: в 2003 году отношения с сетью со скандалом разорвал один из крупных иностранных поставщиков, обвинив Некрасова в продаже люксовых марок по слишком низким ценам.

Не нравилась и некрасовская ценовая политика, а также 35-процентная доля на рынке и конкурентам, рассказывает ранее сотрудничавший с “Арбатом” предприниматель. Например, за 2, а затем и за 3 млн. долларов бизнесмена просили не выходить на рынок крупного российского города. Экс-глава холдинга денег не взял, но и продолжить экспансию сети не успел...

Опять же 3 млн. долларов бизнесмену были предложены, когда он уже сидел в СИЗО, рассказывает его адвокат Александр Добровинский — но теперь уже за всю сеть. В случае согласия на сделку Некрасова, по его словам, обещали освободить в течение двух недель. Живущий в Лондоне основатель “Евросети” Евгений Чичваркин фактически был вынужден продать компанию Александру Мамуту за “три копейки”, чтобы избежать ее отъема. Некрасов на сделку не пошел.

“Арбат Престиж” добили даже не налоговые требования в 155 млн. рублей, а посадка Некрасова в СИЗО — останься он на свободе, мог бы договориться с кредиторами об отсрочке. Магазины как скосила цепная реакция: в феврале 2009-го был закрыт последний. Теперь в истории, которая началась три года назад и привела к краху одного из крупнейших парфюмерных гигантов, поставлена точка. Следователи не смогли доказать факт неуплаты 155 млн. рублей налогов (вместе с пени и штрафами), глава холдинга отсидел зазря, а покупатели получили всеобщий рост цен на косметику. Еще бы — уничтожен один из главных игроков на рынке. Деньги (а капитализация компании оценивалась в 1,5 млрд. рублей) не вернуть, считает адвокат Некрасова Добровинский: таковы правила игры. Аналогичных случаев в истории российского законодательства не было, говорит он, — государство не накажешь. Самая большая загвоздка — обосновать то, что бизнес Некрасова развалился по вине следственных органов, а не по объективным экономическим причинам или ошибке управляющих, говорит партнер юридической компании “Налоговик” Дмитрий Липатов.

Таким способом выдавливания из бизнеса или политики неугодных коммерсантов как возбуждение уголовного дела уже давно никого не удивишь. Если инструментами захвата “Арбат Престижа” были “налоговые претензии к фирмам-контрагентам”, то в случае, например, с “Ист Лайном” предпринималась попытка оспорить итоги приватизации. Не случайно иностранные компании, входящие на наш рынок, привыкли записывать в раздел “Риски” экспроприацию и захват. Что совсем не сочетается с мечтами тандема о теплом инвестклимате и международном финансовом центре.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру