Сорвали и соврали

Гособоронзаказ не выполнен, что бы ни докладывали президенту в Минобороны

Дмитрий Медведев назначил нового замминистра обороны, который будет курировать вопросы выполнения гособоронзаказа. Им стал Александр Сухоруков, до этого возглавлявший Рособоронзаказ. Не случайно, что тема злополучного оборонзаказа всплыла именно сейчас. Новое назначение стало поводом, чтобы отрапортовать: Министерство обороны заключило контракты по гособоронзаказу-2011, тем самым выполнив распоряжение премьера Владимира Путина о завершении этой работы до сентября.

Гособоронзаказ не выполнен, что бы ни докладывали президенту в Минобороны
Рисунок Алексея Меринова

Правда, в военном ведомстве тут же признали: осталось заключить соглашение с Объединенной судостроительной корпорацией. Но в таком случае разве распоряжение премьера можно считать выполненным? Похоже, все-таки нет.

Ситуация складывается интересная. Если бы в какой-либо из стран (не будем даже брать США или Европу) случилось такое, что к новому году министры не смогли договориться о подписании оборонных контрактов на следующий год, как вы думаете, где бы уже были те министры? Да что министры, премьер с президентом вряд ли бы усидели.

А если бы эти контракты не подписывали, как у нас, целых полтора года? Не знаю, как в США, но в Китае наверняка бы на таких госчиновников уже направили дула пистолетов.

Нашим же — ничего. Им пальчиком погрозят: ай-ай-ай, дескать. Они отрапортуют, и опять — «на галеры». Истинно демократическая у нас страна! Каждый делает в ней что хочет, особенно если он — госчиновник.

Например, в мае, когда спустя полгода на президента вдруг снизошло прозрение и он узнал, что гособоронзаказ 2010 года сорван, то сразу же заявил, что «во времена оны уже половина присутствующих занимались бы активным физическим трудом на свежем воздухе», и потребовал наказать виновных, вплоть до руководителей правительства.

И что? Все как руководили, так и руководят.

Затем президент дал министру Сердюкову неделю на решение этого вопроса. Неделя прошла. И не одна. Потом премьер-министр потребовал доложить к сентябрю о состоянии гособоронзаказа. И вот уже сентябрь, а его состояние все еще в положении нестояния.

На сей раз очередную задержку подписания контрактов в Минобороны объяснили «поздним внедрением схемы по формированию цены».

Мы знаем, что схемы у нас всюду, где есть бюджетные деньги, но что это за «схема формирования цены», которая запоздала настолько, что не подписан гособоронзаказ, — этот вопрос я задала одному знакомому генералу, который сам занимался гособоронзаказом. Он рассказал следующее:

— В Минобороны теперь отсутствует орган, несущий ответственность за контрактную работу, начиная с формирования начальных цен и завершая приемкой результатов. Ранее эти функции выполнял аппарат начальника вооружения, в настоящее время он переформирован в департамент с невнятными функциями. Пришедшие в Минобороны на ключевые финансовые посты сотрудники налоговых органов не в состоянии связать цену продукции с характеристиками создаваемого образца и его вкладом в безопасность страны. В Минобороны в последние годы введены три основные методики подсчета стоимости продукции, но ни одна из них не учитывает содержательную часть работы. Они все построены по принципу: у меня есть некая сумма денег, из нее я столько-то хочу дать тебе. А под какую конкретную работу — это уже никого не интересует. И получатся, что методики расчета цен в Минобороны и на предприятиях ВПК различны. Люди говорят на разных языках...

Минобороны, конечно, понять можно — там не хотят покупать оружие дорого. Но наша умирающая «оборонка» благодаря стараниям собственного государства уже не в состоянии делать свою продукцию дешевой в том числе и потому, что в кооперации оборонных фирм все больше появляется предприятий-монополистов. А монополист может заломить любую цену. Часто лишь один-единственный завод может сделать нужную деталь, так как никто другой ее уже не выпускает. Предприятия 3-го, 4-го уровней кооперации, которые выпускают комплектующие, причем часто ключевые, просто уходят из-под гособоронзаказа, отправляясь в свободный коммерческий поиск, или банально умирают.

Что делать? В рыночной экономике надо как-то выживать. Здесь не Америка, где работа на Пентагон приносит хорошую прибыль. У нас она позволяет лишь выжить. И то — если дадут. А дают не всем.

Вот недавно министр обороны возмущался, к примеру, что кораблестроители так обнаглели, что в цену ракетоносца вкладывают еще стоимость детских садов и прочей «социалки».

Я не налоговик, видимо, потому и не понимаю: а куда же им ее вкладывать? Вот, допустим, Северодвинск. Он полностью зависим от «Севмашпредприятия». Хочешь не хочешь, а сады, школы, больницы, поликлиники, жилой фонд — все это вынужден содержать завод. И, естественно, закладывать их содержание в себестоимость продукции. А как иначе? Не будет детсадов — не будет и ракетоносцев.

Но, может, министр обороны готов профинансировать это отдельной статьей оборонного бюджета? Похоже, нет. Премьер, кажется, тоже не собирается тряхнуть бюджетом, сделав регионы, работающие на «оборонку», приоритетными в плане финансирования, как это было в СССР. Так чего ж удивительного, что ракеты и корабли у нас дороги?

Наше государство во главе с выдающимися экономистами, финансистами и налоговиками сделало все возможное, чтобы собственное оружие для нашей армии стало дороже импортного. Это, кстати, очень удобный повод, чтобы покупать его за рубежом. Наши чиновники, приобретя опыт таких покупок и оценив в этих схемах удобство «откатов», уже вряд ли откажутся от начатого. Правда, если о вертолетоносцах с нами еще как-то торговаться будут, то вот стратегических ядерных ракет нам уж точно никто не продаст. Так что придется договариваться со своими. Нелюбимыми. И включать при этом не только всевозможные схемы, но и мозги. Хотя бы для того, чтоб вспомнить наконец не только о корпоративных, но и о государственных интересах.

Материалы по теме: "На срыв оборонзаказа дали еще месяц"

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру