Нервная жизнь на Охотном ряду

С чем Государственная дума подходит к осеннему сезону

11 сентября депутаты Госдумы соберутся на первое после летних каникул пленарное заседание. Многие из них уже появились в здании на Охотном Ряду.

С чем Государственная дума подходит к осеннему сезону
Рисунок Алексея Меринова

Если не случалось катастрофы, войны или теракта, начало сессии раньше считалось торжественным, предсказуемым и малоинтересным событием и влекло за собой череду других, предсказуемых и малоинтересных подавляющему большинству неторжественных заседаний. Да что там! Даже реакция парламента на катастрофы, теракты и войны была предсказуемой и малоинтересной большинству россиян — как и публичная политика в целом.

Теперь интересоваться политикой стало модно. А у Госдумы, как и всей элиты, с нервами не в порядке. «МК» посмотрел на нее, нашу красавицу, и пришел к не очень утешительным выводам...

На прошлой неделе спикер Сергей Нарышкин собрал свой Экспертный совет, чтобы перед началом осенней сессии обсудить проблемы, стоящие перед парламентом. Пригласил и лидеров думских фракций. «Первый раз мы так встретились...» — одобрительно произнес Владимир Жириновский. «Да, не было раньше такого», — подхватил Геннадий Зюганов. («Раньше» — это «при Грызлове».)

Два часа политологи, социологи, экономисты и философы говорили о новых временах, новых вызовах и новой роли Госдумы. «Новый состав палаты... новая атмосфера в обществе и в зале заседаний, — подчеркнул спикер, — больше времени приходится уделять поддержанию диалога между фракциями...» Он перечислял важнейшие проекты, которые должна будет рассмотреть вверенная его попечению палата, напоминал о вреде спешки в работе, о том, что нужно мониторить правоприменение принятых законов, шире привлекать экспертов, слушать общество...

«Мир меняется радикально, а Россия в нем отстает. В экономике на сырье как-то держимся, а в остальном — не умеем и не понимаем ничего», — заявил глава фонда «Общественное мнение», социолог Александр Ослон. «Нужны институты социальной трезвости, мудрости, и Дума должна стать одним из них!» — фантазировал он. Настаивал: «Нужен новый имидж, бренд нашего парламента, нужно осмысленное формулирование его миссии!»

«Дума должна стать не только местом для дискуссий, но и местом для принятия решений», — духоподъемно продолжил профессор политологии ВШЭ Леонид Поляков. «8 месяцев, которые мы проработали, позволяют рассчитывать на очень серьезный прогресс в парламентской этике», — обнадежил лидер фракции «Единая Россия» Андрей Воробьев.

На душе становилось тепло и светло от впечатляющих перспектив...

К сожалению, за пределами торжественного Орехового зала, где проходило мероприятие, думская жизнь шла и продолжает идти своим маршрутом, упрямо уклоняющимся от начертанного.

Единороссы решили, что народ надо держать в страхе.

Запретить и ужесточить

Лицо парламента, стиль его работы определяет в первую очередь большинство. Да простят нас несгибаемые коммунисты, прагматичные жириновцы и мятущиеся справороссы, но речь пойдет о «Единой России».

...Зевс-громовержец, гласят мифы, идя на битву с титанами, обил свой щит шкурой любимой кормилицы-козы Амалфеи. Эта древнегреческая коза была так ужасна видом, что враги даже при виде ее дохлой рогатой морды дрожали от страха, как дети.

В мае—июле думское большинство выдало на-гора несколько придуманных в Кремле законопроектов: о драконовских штрафах за нарушения на массовых мероприятиях и новых правилах проведения оных, о том, что некоммерческие организации, получающие деньги из-за рубежа и лезущие «в политику», следует обзывать «иностранными агентами» (для церкви и госкорпораций сделали исключение), о том, что клевета опять должна стать уголовным преступлением и стоить до 5 млн рублей...

Новый образ «великой и ужасной Думы», при виде которой дрожат от страха все оранжевые и красные революционеры, полюбился единороссам, и все лето они с энтузиазмом, достойным лучшего применения, пугали общество новыми страшилками.

Владимир Бурматов и Илья Костунов «не исключили», что будут внесены коррективы в законодательство, касающиеся СМИ, получающих финансирование из-за рубежа. А Евгений Федоров просто взял да и внес в Госдуму такой законопроект! Что тут поднялось — ах, ох! В Кремле и руководстве партии провели с депутатом разъяснительную работу, законопроект был отозван, но автор утверждает, что не успокоится...

Потом появился законопроект о запрете армии госслужащих всех уровней и рангов иметь собственность и счета за рубежом. Лечиться и учить детей на чужбине милостиво разрешалось. Во главе подписантов из всех фракций — единороссы Вячеслав Лысаков и Валерий Трапезников. Внесенный до этого за подписью вице-спикера Сергея Железняка и справоросса Ильи Пономарева законопроект, запрещающий чиновникам и депутатам лишь умалчивать о наличии такой собственности и вводящий уголовную ответственность за недостоверность деклараций о доходах и имуществе, показался Кремлю недостаточно популистским. Похоже, примут тот, что пострашнее...

Через неделю пошли слухи, что г-н Лысаков намерен запретить чиновникам еще и учить детей за границей! Слухи оказались ложными. ПОКА не намерен, объяснил единоросс...

Потом пришел черед кощунников и кощунниц. После того как объявили приговор Pussy Riot и радикально настроенные граждане кое-где стали спиливать кресты, тот же Лысаков сказал, что надо ужесточить уголовную ответственность за вандализм в отношении религиозных святынь. А Александр Сидякин (он стал знаменитым, подписав те самые законы о митингах и об НКО, с которых и пошла мода на ужастики) уже пишет законопроект об оскорблении чувств верующих, о чем и сообщил через twitter! Вот-вот внесет. Зачем, если в статье 214 УК («Вандализм») и без того есть вторая часть, где за это самое по мотивам религиозной ненависти обещано до 3 лет тюрьмы? А в деле Pussy Riot вообще хватило 213-й («Хулиганство»)?

Кстати, еще в марте депутат Сидякин сразу после акции в храме Христа Спасителя внес вполне вегетарианский законопроект, предлагающий за оскорбление чувств верующих поднять административные штрафы и сажать на 15 суток. Но правительство (дело было до инаугурации Владимира Путина) прислало отрицательный отзыв — за подписью и.о. первого вице-премьера Виктора Зубкова: авторы не представили статистики, говорящей о недостаточности действующих санкций, написано в нем, а штрафовать больше чем на 5 тысяч граждан было нельзя. Другие были времена...

Все лето лавры Сидякина не давали покоя Илье Костунову, и к концу августа он придумал закон, который запретит «непрофессиональную критику судей», вызвав вал непрофессиональной критики в Интернете.

Потом мысль единороссов вернулась к исходной точке — клевете. «Анонимные сетевые критиканы» должны тоже получить по заслугам, заявили депутаты из партии власти, и опять «не исключили», что внесут такой законопроект.

Глава Комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев тут же предложил законом запретить родственные и свойственные связи между депутатами и сенаторами. Он имел в виду справороссов Гудковых, отца и сына, в крайнем случае — Жириновского и Лебедева, отца и сына, а получилось, что попал в депутата и сенатора Воробьевых, сына и отца! Сын, лидер фракции «ЕР», тут же сказал, что такой закон ни к чему, потому что родственные связи законотворчеству не помеха. Хорошо еще, что г-н Исаев в запале не покусился на правительство или Администрацию Президента...

Такого рода экзотика всегда была фирменным знаком ЛДПР, а «ЕР» старалась держать марку серьезной, центристской организации. «Вы сами, журналисты, виноваты! Если бы не бросались с готовностью обсуждать все эти предложения, их бы алчущие славы депутаты не делали!» — объяснил корреспонденту «МК» один из единороссов.

Раньше бы и не бросались. Но весна показала, что от Думы и ее большинства, подпихиваемого в спину кремлевскими технологами, можно ждать чего угодно. Кто бы полгода назад поверил, что штраф за нарушение правил проведения митингов можно поднять сразу в 300 раз? Кстати, осенью единороссы обещали прошерстить весь КоАП и пересмотреть штрафы за другие правонарушения...

«Запретить» и «ужесточить» — такие лекарства прописала власть и без того больному паранойей обществу. Козью морду пора прибивать на дверях здания на Охотном Ряду.

Это к вопросу о новом имидже.

Новый спикер пытается устроить в парламенте новую жизнь.

Джомолунгма законов

В конце весенней сессии Сергей Нарышкин обратил внимание депутатов на то, что в думском портфеле скопилось больше полутора тысяч законопроектов, некоторые из которых недопустимо долго пылятся на полках. 4 инициативы ждут рассмотрения больше 18 лет, 37 — больше 10 лет, 142 — больше 5 лет... В конце июля спикер поручил профильным комитетам провести инвентаризацию и придумать, как поскорее разобрать завалы. При этом вот уже несколько раз за последние месяцы он предостерегает коллег против спешки при принятии законов и предлагает «укрепить планомерность правотворческого процесса». «Да, спешка порой приводит к непредсказуемым последствиям!» — признал недавно и лидер фракции «ЕР» Андрей Воробьев...

Интересно, помнят ли они, что в 2003 году, впервые получив убедительное большинство в парламенте, устами спикера Бориса Грызлова единороссы объявили о начале новой эры планомерной работы, конструктивного взаимодействия с исполнительной властью, борьбы с гнилым оппозиционным популизмом? Тогда тоже хотели сократить числа законопроектов, годами валяющихся в комитетах. На лентах информационных агентств в дни, когда в повестке дня заседаний значились инициативы, идущие «на убой», традиционно появлялась фраза «Госдума сегодня расчищает законодательные завалы»...

Но завалы росли, перед каждыми выборами достигая высот Джомолунгмы. И дело не только в том, что никак невозможно запретить оппозиционным партиям пропагандировать свою программу, облекая ее положения в юридическую форму, и уж совсем никак невозможно запретить отдельным депутатам «пиариться» посредством проектов на злободневную тему (вспомните несколько десятков предложений о сокращении новогодних каникул!), а отдельным ведомствам — вносить через депутатов свои разработки, не имеющие шансов быстро пройти согласование в правительстве. Дело в том, что под словами «конструктивное взаимодействие с исполнительной властью» скрывалось верноподданное ей подчинение.

Если главное — оперативно, в кратчайшие сроки прогонять по этапам законодательной процедуры важные для президента, его администрации и правительства решения, а итог рассмотрения законопроектов заранее предрешен, зачем мучиться, сидя на заседаниях комитетов и Госдумы? Написал доверенность, передав голос в полное распоряжение руководства фракции, и живи себе в свое удовольствие! Когда вид скачущих по пустому залу дяденек и тетенек опустил авторитет парламента ниже плинтуса, на уровне которого он, авторитет, неизменно держался, — президент Медведев велел навести порядок. Спикер Грызлов, получив указание, привычно взял под козырек. Чтобы обеспечить личное присутствие народных избранников в зале хотя бы в час голосования, но дать им возможность ездить по стране и миру, занимаясь партийной работой и личными делами, внесли изменения в распорядок работы Думы. Было ежемесячно подряд три недели по 2 пленарных заседания, требующих присутствия депутатов в Москве, — стало две недели по 3 заседания через одну. Заседания комитетов и комиссий предлагалось проводить во время специально выделенной для этого семидневки. Казалось бы, правильно: неделю комитеты спокойно обсуждают законопроекты, которые потом выносят на пленарные заседания...

Но жизнь, как и вода, везде дырочку найдет. Комитетские недели для многих стали еще одной неделей отдыха от законотворчества. А заседания комитетов проводились... правильно, в дни пленарных заседаний! Иногда в то же самое время. А иногда вообще 1 раз в месяц. При таком режиме едва успеешь подготовить к обсуждению те самые, принципиально важные законопроекты. До завалов ли!

В конце весенней сессии распорядок работы нижней палаты был опять изменен: с этой осени ежемесячно будет 2 «пленарные» недели ПОДРЯД. (Сентябрь с тремя неделями заседаний подряд — исключение.) Это, может, и позволит сократить расходы на оплату поездок депутатов по стране (уехал — и сразу на 14 дней), но едва ли поможет организации планомерной и основательной работы над законопроектами.

Вот сейчас — «комитетская» неделя. Свои заседания провели лишь 7 из 29 комитетов. По бюджету и налогам, по конституционному строительству, по законодательству, по делам СНГ, по ЖКХ, по образованию, по науке и наукоемким технологиям... А о том, насколько «планомерно» ведется работа над законами, говорит, к примеру, подготовленная аппаратом Госдумы информация об исполнении календаря рассмотрения вопросов с 5 июня по 6 июля 2012 года (календарь утверждается в начале каждого месяца на основании заявок комитетов и согласовывается с правительством и Администрацией Президента): из 100 включенных в план законопроектов до обсуждения в зале дошли лишь 69. Зато дополнительно рассмотрено 83. Это законы, которые вдруг приспичило срочно принять правительству, и законы, свалившиеся на головы депутатов совершенно неожиданно — вроде закона об НКО или клевете: их принимали в режиме «давай-давай!», подчиняясь графику, составленному в Администрации Президента. Из 29 комитетов 4 не вынесли на обсуждение Госдумы ни одного законопроекта.

Можно было бы раз и навсегда покончить со многими проблемами, приняв закон о порядке принятия законов. В конце 90-х и начале 2000-х об этом много говорили в Госдуме. Но исполнительная власть сказала «нет!» — ведь если сроки рассмотрения документов зафиксированы, и за их нарушение можно подать в суд, вольница рано или поздно может стать накладной... А на думский регламент, в котором прописана процедура, можно не обращать внимания до тех пор, пока большинство готовы смирно сидеть у Кремля в кармане.

Это к вопросу о «месте, где принимаются решения». Принятые в другом месте.

Бурная осень

Осенью за Думой — глаз да глаз. В программе работы очень много вопросов, которые неизбежно вызовут бурную дискуссию.

«Тема политической реформы не закрыта», — сказал недавно спикер Нарышкин. В плане — законопроект о новой системе выборов депутатов Госдумы, которая на самом деле лишь видоизмененная нынешняя. Он был внесен еще президентом Медведевым, дружно раскритикован всеми без исключения партиями, включая «Единую Россию», и на время исчез из поля зрения. Некоторые надеялись, что о нем «забудут». Не забыли. А если учесть, что в последнее время некоторые прокремлевские политологи вроде Дмитрия Орлова и даже лидер фракции «ЕР» в Госдуме говорят о том, что неплохо было бы обсудить избрание части депутатов по одномандатным округам, работа над текстом проекта предстоит серьезная.

Предстоящие в октябре первые за 7 лет губернаторские выборы наверняка поставят вопрос о совершенствовании только что вступившего в силу закона о порядке их проведения. Лидеры оппозиционных партий уже приводят примеры абсурдного применения нормы о т.н. «муниципальном фильтре». В Новгороде, где, для того чтобы стать кандидатом в губернаторы, нужно собрать 10% подписей муниципальных депутатов, 1400 из 1800 из них поставили подписи за действующего губернатора — «выдавил всех!», сказал Геннадий Зюганов. А Владимир Жириновский не смог отдохнуть летом, мотаясь по стране и лично уговаривая запуганных муниципалов поставить подпись за кандидатов от ЛДПР. Кстати, как раз в октябре-ноябре Конституционный суд должен рассмотреть заявления, поданные депутатами от КПРФ и «СР» и касающиеся как раз закона о выборах губернаторов и закона о новых правилах проведения митингов...

Ждет второго чтения и закон о контроле за расходами чиновников и депутатов: он должен вступить в силу с 1 января 2013 года. На фоне громкого скандала вокруг «дела Гудкова» (его причины и последствия заслуживают отдельного разговора) к документу этому наверняка будет привлечено внимание общества.

К Новому году нам «подарят» и новый сбор: на капитальный ремонт жилых домов. В первом чтении законопроект приняли еще в июне, но торопиться со вторым единороссы не стали из-за раздражения общества. Но принимать-то вроде надо! Пока неизвестно, удалось ли придумать схему, которая смягчит возможные негативные социальные последствия, но в плане работы на октябрь документ значится.

Бюджет на 2013–2015 годы с неизбежно сопутствующими ему спорами о сути экономической политики... К октябрю правительство должно придумать, по какому пути идти, чтобы сократить дефицит Пенсионного фонда. Придумает — значит, придется срочно оформлять решения законами.

Второе чтение нового Гражданского кодекса, второе чтение закона о Федеральной контрактной системе, закон «Об образовании»...

Это лишь некоторые из длинного ряда законопроектов, за которыми стоит следить. И за депутатами стоит следить, тем более что теперь думский официальный сайт дает кой-какие карты в руки: если в списке народных избранников «кликнуть» на фамилию заинтересовавшего вас персонажа, на его странице сразу можно узнать, какие законопроекты он внес, на какой стадии рассмотрения они находятся, и даже почитать его выступления в зале заседаний...

Между прочим, «оптимист» Леонид Поляков на заседании Экспертного совета отвел на превращение Госдумы в настоящий парламент лет 20–30. Хотелось бы дожить.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру