Выдержав саммит, дорога вновь вышла из строя

Обрушения трассы, по которой возили гостей саммита АТЭС, становятся систематическими

Очередное обрушение на приморской трассе поселок Новый — Де Фриз — Седанка — Патрокл, которую построили к саммиту АТЭС-2012, заставляет задуматься: это просто несчастливое стечение обстоятельств или закономерность и результат нашей обычной халатности. Что ждет многострадальную трассу, попытались выяснить журналисты «МК».

Обрушения трассы, по которой возили гостей саммита АТЭС, становятся систематическими

Свежепостроенная трасса, как и обещали, действительно позволяет проехать от аэропорта к мосту на остров Русский, где проводился саммит, за 40 минут. Благодаря трассе Владивосток не ощутил на себе всех неудобств, связанных с мерами безопасности — дорог в городе не перекрывали потому, что по ним не ездили особо важные лица.

Выдержав саммит, дорога вновь вышла из строя. В этот раз, в отличие от февральского инцидента, произошло не обрушение опорных стен. На обочину и проезжую часть сошел оползень с косогора, оставшегося от срытой сопки в районе улицы Маковского — в пригороде Владивостока на Седанке. Несмотря на весьма широкие обочины и водосточную канаву, объема оползня хватило, чтобы завалить полторы полосы из трех, предназначенных для движения транспорта. А по остальной части трассы рассыпались крупные камни и растеклась размоченная грязь. Проезд по маршруту закрыли более чем на сутки.

Но что-то подсказывает, что оползни станут для трассы обыденным явлением. Строители прорубали маршрут новой дороги по нетронутым ранее сопкам восточного побережья полуострова Муравьева-Амурского. Сносилась тайга, снимался грунт, во многих местах срезалось скальное основание, порой на глубину десятков метров. Обочины-косогоры по всей протяженности дороги не прикрыты ничем. Только опоры редких мостов-эстакад обложены керамической плиткой и засажены дерном поверх резиновой сетки, предотвращающей сползание верхнего слоя грунта. Местами вместо плитки установлены пресловутые габионы — арматурные сетки, набитые булыжником. Обочины всей остальной трассы — открытый грунт. На десятки и сотни метров от дороги вверх по склону.

После тайфунов — «Болавена» в конце августа и «Санба» в середине сентября — этот грунт покрыт каньонами, по которым текла вода. Очередные дожди, хоть и закончились несколько дней назад, еще напоминают о себе тысячами родников, ключей и ручьев, бьющих прямо из обочин вдоль трассы. Водораздельные площади окрестных сопок впитали тысячи тонн воды. А бежать ей кроме как на дорогу некуда. Того и гляди — подмоет еще где-нибудь, обрушит, сползет и обвалится...

Опасность оползнеобразования в районе трассы Де Фриз — Патрокл еще в момент строительства изучала группа специалистов Института водных проблем РАН, научного центра «Геориск», РАЕН, ОАО «Гидротекс» Инженерной школы ДВФУ и Департамента дорожного хозяйства администрации Приморского края после февральского обвала в районе бухты Патрокл.

Из заключения:

«... наиболее интенсивное оползнеобразование отмечается в средней части бухты Патрокл между пикетами 203+26 и 200. далее к северу оползни развиты в тыловой части бухты Соболь и в обрамлении бухты Сухопутная. Оползнеобразование отмечается по всему склону, охватывая побережье бухт Патрокл, Соболь и Сухопутная». То есть специалисты об угрозе предупреждали. И даже рассказывали, что угрозу можно предотвратить устройством габионов. Габион — это проволочная сетка, набитая камнями, объемом примерно в кубометр, в форме параллелепипеда. Вот этими «кубиками», как мозаикой, предлагалось обкладывать обочины и косогоры трассы.

— Эта технология — габионное укрепление откосов — применяется во всем мире и давно считается обыденной, — рассказал «МК» доктор геолого-минералогических наук, профессор, заслуженный и почетный строитель России Григорий Кофф. — Так делают в Англии — в Кембридже, укрепляя побережье, в Европе во множестве городов, в России эта технология активно используется при защите объектов Олимпиады в Сочи и в Выборге. Но во Владивостоке строители проигнорировали наши экспертные рекомендации. Габионы мало просто уложить, их надо было крепить к ввинчивающимся в скальное основание 5—7-метровым сваям и использовать еще ряд инженерно-технологических приемов.

Столь легкомысленными оказались именно строители значимой дороги. Компании, выполнявшие работы по строительству тоннеля в районе верхней площадки фуникулера и тоннеля — выезда на материк с северной части моста через бухту Золотой Рог — выполнили инженерные рекомендации. Там были сделаны укрепляющие скальные склоны инъекции бетона, а сами косогоры укреплены стальными сетками почти по всей окружности сопки. В результате не наблюдается не только крупных обвалов, но и отдельные камни не падают на дорогу.

А вот трассу до саммита до ума довести не успели. Будут ли сейчас строители заморачиваться укреплением склонов? Трасса поселок Новый — Де Фриз — Седанка — Патрокл официально построена, открыта и запущена в эксплуатацию.

Чудо скоростного проезда и малая загруженность новой транспортной артерии объясняются просто — на нее можно въехать и, соответственно, съехать всего в нескольких местах. Жителям многих районов города она неудобна — все равно придется колесить по привычным пробкам. А имеющиеся развязки до сих пор удивляют сюрпризами.

С пешеходными переходами напряженка. Тротуаров на обочинах тоже нет. Впрочем, после стройки и ходить некуда. Имевшиеся поселки частного сектора пропали под колесами тракторов. За компенсации отчужденного, кстати, люди судятся годами. Выплатили-то за земельные участки без построек. Впрочем, не надо было хитрить с домами. Почти никто не регистрировал коттеджи как жилье, оставляя их в виде незавершенных объектов — так ниже налоги. Теперь доказывают, что потеряли миллионы. А по бумагам, что сами же предъявляли, — это были сараюшки для коровушки...

А оползни, сели и обвалы без укрепления обочин, похоже, станут постоянным делом. Может быть, именно поэтому очередной обвал на трассе не вызвал столько шума, как в феврале. Отношение к аварии после международного мероприятия совсем иное, нежели до. Ругнувшись, закрыли проезд, не спеша разгребли завалы и без помпы снова пустили движение. И пока никаких сообщений о том, что проблему собираются как-то решать, не слышно.

Ну разве что правоохранители отреагировали на очередной обвал. «По данному факту следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Приморскому краю проводится доследственная проверка в порядке ст. 144–145 УПК РФ, — сообщила старший помощник руководителя управления СКП по Приморскому краю майор юстиции Аврора Римская. — Следователям предстоит выяснить, по какой причине произошло обводнение, то есть связано ли это с нарушением технологий при строительстве объекта, отступлением от проекта при строительстве или иным причинам».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру