След террориста привел к имарату?

Говорить о раскрытии дела Вишернева пока рано, вопросов больше, чем ответов

25-летний уроженец Чечни Юсуп Лакаев, житель города Грозный, следственными органами Абхазии и России обвинен в убийстве российского дипломата Дмитрия Вишернева и его жены Ольги. Предполагаемый киллер был задержан в Батуми еще 13 сентября в обществе двух грузин. Как удалось выяснить МК, эти двое – аджарские мусульмане, исповедующие ислам ваххабитского толка.

Говорить о раскрытии дела Вишернева пока рано, вопросов больше, чем ответов

Жители Батуми Темур Бахунтарадзе и Фируз Цулукидзе , как утверждает МВД Грузии, намеревались нелегально переправить Лакаева в Турцию. Эти два гражданина в Грузии хорошо известны: Цулукидзе является членом молодежной сборной Грузии по греко-римской борьбе, двукратным чемпионом Европы, а Бахунтарадзе его тренер. Как сообщили источники МК в Грузии, оба спортсмена являются ваххабитами. Ранее у них на этой почве были неприятности с правоохранительными органами. Так, в прошлом месяце Цулукидзе жаловался грузинским СМИ, что силовики задержали его в Тбилисском аэропорту, откуда он собирался вылететь на соревнования в Болгарию. Ему объяснили, что выезд за границу ему запрещен из-за его контактов с ваххабитами.

В свою очередь, тренер Бахунтарадзе заявлял журналистам, что его дважды вызывали сотрудники госбезопасности в Батуми, требуя прекратить религиозные проповеди среди спортсменов. Так что эти люди уже давно были «под колпаком» спецслужб.

Грузинский эксперт, глава Кавказского центра стратегических исследований Мамука Арешидзе считает, что аджарские друзья Лакаева вместе со своими единоверцами организовали «коридор» для переправки людей с Северного Кавказа в Турцию и в обратном направлении.

«У меня есть данные от своих источников, что Лакаев появился в Грузии за несколько дней до убийства, примерно 5-6 сентября. Правда, не могу утверждать это со 100%-й уверенностью. – рассказал Арешидзе в интервью МК. - Он жил у грузинских мусульман, у которых и раньше укрывались люди с Северного Кавказа. В частности, Магомед Магомедов и Микаэл Кадыев»

Напомним, что в июне этого года прошла информация о задержании в Грузии уроженцев Дагестана Микаэла Кадыева и Ризвана Омарова. По «альтернативной» же версии, Кадыев вместе с еще одним дагестанцем – Магомедом Магомедовым – был задержан Антитеррористическим центром еще в декабре 2012-го в Батуми. Магомедов тогда был освобожден, а в апреле исчез. А Кадыева с декабря по июнь разыскивали родственники.

Эксперт полагает, что российские спецслужбы «слили» своим грузинским коллегам информацию о том, что в доме Цулукидзе укрывается подозрительный чеченец. Так что задержание всей троицы было не случайным, оно планировалось заранее. Тем более, что Лакаев был внесен в список Оперативного штаба, ответственного за безопасность Олимпийских игр в Сочи, в качестве лица, подозреваемого в связях с террористами. Задерживая Лакаева, грузинские силовики ничего не знали об обвинениях в убийстве дипломата. Они просто хотели продемонстрировать российским коллегам высокий профессиональный уровень и готовность к сотрудничеству. А заодно «утереть нос» абхазским спецслужбам: ведь человек из «списка ФСБ» проник в Грузию через территорию Абхазии.

Вот в этом и состоит главный вопрос. Как фигурант списка террористов, ранее судимый за помощь ваххабитам, смог без помех проникнуть на территорию Абхазии, совершить там преступление и столь же беспрепятственно уйти в Грузию?

Попасть в Абхазию с территории России можно только одним путем: из Адлера через КПП «Псоу». Там жесткий пограничный контроль, проверка паспортов. Список Оперативного штаба, где Лакаев значился под № 48, наверняка есть в компьютерах российских пограничников.

Граница Абхазии и Грузии по реке Ингур теоретически находится под столь же плотным контролем. Через Ингурский мост пускают только по спецпропускам. Есть еще и «нижний путь», по которому раньше курсировали маршрутки между Зугдиди и грузинскими селами Гальского района. Документы там практически не проверяли, но это было несколько лет назад. Путь до грузинской границы занимает минимум три часа, а если идти «нижним путем», то и все 5-6. Убийство произошло при свидетелях, то есть МВД Абхазии было проинформировано в первые же 10 минут. Был объявлен план «Перехват». Как убийца смог сбежать в Грузию?

Без посторонней помощи он никак не смог бы этого сделать. Если же верна информация, что его видели в Батуми за несколько дней до преступления, то выходит, что он пересекал границу несколько раз.

Как мне представляется, говорить о раскрытии дела Вишернева пока преждевременно. Потому что совершить подобное преступление без серьезной «группы прикрытия» в самой Абхазии Лакаев никак бы не смог. Также встает вопрос о заказчиках и мотиве. У самого Лакаева мотива быть не могло – это обычный наемник. Если он действовал от имени ваххабитского Имарата, то какой мог быть мотив у имаратчиков? Зачем тем, кто воюет против российских силовиков на Северном Кавказе, убивать какого-то мелкого чиновника в посольстве РФ в Сухуме? Почему не военного, не сотрудника ФСБ?

Поэтому как бы ни хотелось российским и абхазским следователям побыстрее закрыть это дело и опять вернуться к тостам о нерушимой дружбе Абхазии и России, я думаю, что это несколько преждевременно.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру