Подрезанные крылья родины

Реплика специального корреспондента отдела силовых структур Ольги Божьевой

27.10.2013 в 18:27, просмотров: 10179

Чуть ли не ежедневно наши СМИ устами российских чиновников бьют тревогу: Украина движется в Евросоюз! Киев предал Москву! Не забудем, не простим — долой украинские товары с российского рынка!.. И громче всех кричат те, кто более других постарался, чтобы Киев предпочел нам Евросоюз. А российские чиновники ну о-о-очень много для этого сделали.

Лет пять назад они так же истерили по поводу вступления Украины в НАТО, а сами тем временем выводили на орбиту натовские спутники-шпионы, договаривались о покупке итальянских бронемашин, австрийских пистолетов и французских вертолетоносцев.

Ну и где, как говорят в Одессе, теперь то НАТО, а где Украина?

Подрезанные крылья родины
фото: PhotoXPress

Пугать сограждан движением Украины к Западу оказалось делом весьма прибыльным. Под эти страшилки наши чиновники авиапрома и оборонки поимели немало новых бюджетных вливаний. «Дайте нам денег, — твердили они, — и все, что раньше делалось в кооперации с Украиной — ракеты, самолеты, авиадвигатели, — мы сделаем сами!»

Денег дали. Ну и где теперь те деньги и где российские двигатели с самолетами?

Сегодня ситуация повторяется: под крик «защитим отечественного производителя!» вместе с водой мы опять готовы выплеснуть ребенка: высокотехнологичные отрасли — в первую очередь авиастроение и двигателестроение. От кого защищать отечественного авиапроизводителя? От украинских «Анов», что строятся на наших заводах и процентов на 80 состоят из российских комплектующих?

Ну «защитим», выставим таможенные кордоны, а сами станем бойко крутить гайки «чисто русским» «Суперджетам», стараясь не вспоминать, что 80% их комплектующих мы втридорога купили на Западе?

Я не утрирую. Такая психология давно царит в умах высших российских чинов уже на чисто бытовом уровне. В качестве примера поделюсь одной личной историей.

Как-то после очередной критической публикации о чиновниках нашего авиапрома один из его высоких представителей написал главному редактору «МК» жалобу. Цитировать ее не буду — все предсказуемо, поразило лишь одно: автор требовал от редактора обратить особое внимание на то, что его журналисту (мне) в номинации года по авиационной тематике вручена (о, ужас!) «награда иностранной пресс-службы — украинской двигателестроительной компании «Мотор Сич» (Запорожье)».

Этот чиновник, похоже, искренне полагал, что такая информация серьезно подорвет мою профессиональную репутацию. Еще бы: он обнаружил почти врага народа и, как истинный патриот России, честно о нем доложил. Почему только не ФСБ? Хотя в этом случае ему пришлось бы «сдать» еще и тех представителей СМИ, кому на той журналистской тусовке вручали награды «Боинг», «Эрбас» и прочие западные фирмы. Но они ему, надо полагать, родней, чем двигателисты Запорожья, а потому «сдавать» он их не стал.

…Смешно и грустно. Грустно и смешно… Как человек, рожденный в СССР, не думала, что доживу до времен, когда фото журналиста (мое) с пририсованным на груди украинским орденом будет гулять по Интернету в качестве компромата (если б это была правда, как бы я гордилась!), а поддержка российско-украинских авиапроектов станет преступлением.

Но я делала это и делать буду. Потому что это хорошие проекты. Потому что если отделять украинский авиапром от российского, резать придется по живому, пока живого не останется ни в России, ни в Украине. И потому что когда-то я неплохо училась в школе и еще помню, как учитель истории говорил: чтобы страны вели общую политику, им надо создать общую экономику.

С помощью таможен ее не построишь. Не закрываться мы должны, не истерить, а идти навстречу, слыша друг друга.

Что говорят сегодня украинские авиастроители?

Вот слова президента АО «Мотор Сич» Вячеслава Богуслаева: «Возможное вступление Украины в Евросоюз не должно отразиться на совместных российско-украинских проектах в области авиационного двигателестроения». «Предприятия Украины готовы к началу производства транспортных самолетов Ан-124-100 «Руслан». «Для завершения совместных летных испытаний военно-транспортного Ан-70 осталось выполнить сорок полетов».

Говорит он об этом, видимо, надеясь, что в России его услышат не только те, кто думает, что, придушив сегодня украинских авиастроителей и двигателистов, они избавятся от конкурентов.

Не избавятся. Пойдут следом. А вот шанс выстоять вместе еще есть. И тут вся надежда на таких профессионалов, как Вячеслав Богуслаев. В России их не осталось. Вытеснили менеджеры, которые могут «пилить», считать, но не строить самолеты.

У одного такого я сгоряча как-то спросила: «Почему на Украине больше пророссийски настроенных людей в руководстве авиапрома, чем среди наших чиновников?»

«А куда им деваться? — усмехнулся он. — Кому, кроме нас, нужны украинцы? Россия для них — рынок. Хочешь не хочешь, приходится смотреть в нашу сторону».

Откуда такой апломб, удивлялась я? Разве мы сами кому-то нужны больше?

Вот мы все твердим о каких-то преференциях для Украины, а газ ей продаем дороже, чем Европе, самолеты и двигатели строить вместе не хотим. Так сколько она еще будет смотреть в нашу сторону?

Недолго. Пока есть люди, которых связывает единое прошлое наших стран. Такие, как Вячеслав Богуслаев — глава АО «Мотор Сич», депутат парламента, Герой Украины. Хотя его правильней было б считать Героем России. Ведь на запорожских двигателях летают почти все наши боевые вертолеты и половина авиапарка местных авиалиний страны. Вместе с российскими КБ запорожцы делают уникальные моторы, такие как двигатель для военного транспортника Ан-70, который по своим характеристикам намного опередил время. Даже европейцы на своем аналоге для А-400М так и не смогли их скопировать.

Сегодня у Вячеслава Богуслаева юбилей — 75 лет. С праздником, Вячеслав Александрович! И помните: мы в «МК» точно знаем, что для вас, человека рожденного в Казахстане, работавшего и в России, и на Украине, наша страна — не просто рынок, как уверял тот чиновник. Для вас она — дом, такой же, как Украина. В отличие от многих наших этот дом вы никогда не сможете разделить так, чтоб в одной половине уютно жить, а в другой только выгодно торговать.

Такие люди, как вы, с высоты своих лет и опыта просто обязаны сегодня донести до тех ребят, которые считают себя в этом доме хозяевами, что обустроить его можно лишь целиком. Пусть каждому свою половину, но обязательно вместе. Только тогда дом не развалится, не расползется по бревнышку.



Партнеры