Путин: современная война будет похожа на компьютерную игру

Чтобы в ней победить, курсантов будут учить по-новому

В пятницу Владимир Путин приехал поздравить с юбилеем курсантов и преподавателей Рязанского высшего воздушно-десантного училища имени Маргелова: на днях старейшему военному вузу исполнилось 95 лет. Президент решил воспользоваться поводом и, помимо приятных торжественных церемоний, обсудить перспективы военного образования в стране. Выяснилось, что Минобороны хочет вернуть своим вузам, преобразованным в филиалы, самостоятельность. Ведомство не прочь разрабатывать собственные образовательные стандарты и готово заставить абитуриентов сдавать дополнительные экзамены помимо ЕГЭ.

Чтобы в ней победить, курсантов будут учить по-новому
Владимир Путин

При входе в училище гостей, помимо стройных рядов десантников и их командиров, встречал многообещающий плакат:"Кто обидит Россию, будет иметь дело с ВДВ". Владимиру Путину надпись должна была, безусловно, понравиться, потому что сам он в своей работе исходит примерно из тех же принципов. Президент осмотрел монумент "Звезда героя", созданный к 95-летию училища, возложил цветы к памятнику генералу Маргелову, которого уже не одно поколение десантников считает своим кумиром, и поучаствовал в церемонии вручения ордена Суворова.

Чтобы показать главе государства, что десантники не зря едят свой хлеб и в случае необходимости готовы делом подтвердить справедливость развешанных по стенам лозунгов, Владимиру Путину устроили экскурсию по учебным классам. Из нескольких тысяч комнат, включая залы для водолазной подготовки и радиационно-химической разведки,  командование выбрало, на их взгляд, самые интересные - с интерактивными тренажерами. Это похоже на компьютерные игры в "войнушку" с "Эпизодами 1,2 и 3" с той разницей, что курсантам за удачно проведенный бой ставят "пятерки", а за провал операции отправляют на пересдачу. Преподаватель училища полковник  Костин утверждает, что победить виртуального противника не так-то легко. Недавно в рамках госиспытаний  в училище приезжали высокие начальники, генерал-полковники, которые с ходу попросили поставить самую трудную программу. "И тут же были сожжены! - торжествующе объявил Костин, - А все почему? Потому что не поставили систему "Туча" и тепловые ловушки". К счастью, во время визита Путина за мониторы посадили опытных пользователей, поэтому таких казусов не возникло. Все ловушки были расставлены вовремя, и победа над врагом одержана без проблем.

Жаль, что в программу президента не входило посещение музея ВДВ. Там бы он мог познакомиться не только с историей воздушно-десантных войск, отраженной в документах и артефактах трех войн, но и с 87-летнем Владимиром Инюцыным, который прошел самую страшную из них. Впрочем, как и всякий  настоящий человек, Владимир Андреевич готов говорить о ком угодно, только не о себе. "Вот, - показывает он на копию памятника солдату-освободителю в Берлине, - мой однополчанин Иван Одарченко, - Сейчас в газетах пишут, что это, мол, не с него лепили. Но когда мы на 70-летии ВДВ встречались в Кремле, Ваня мне лично подтвердил, что с него. Был там еще какой-то сменщик, который иногда подходил девочку подержать, но Вутечич не случайно выбрал именно Одарченко. Он ни на кого не похож и на всех похож". По словам Инюцына, Одарченко умер в этом году, а вот девочка, дочка коменданта Берлина Светочка, ушла из жизни гораздо раньше. "Была артисткой, но спилась и умерла", - вздыхает он.

Ключевым человеком для ВДВ, по мнению Инюцына (а уж его-то стажу можно доверить) был Василий Маргелов, который командовал ВДВ 25 лет: "Никто больше столько времени должность командующего не занимал, кто-то 9 лет, кто-то 8, Грачев, например, всего 9 месяцев". Именно Маргелов произвел переворот в стратегии боя, добившись, чтобы десантников в креслах космонавтов сбрасывали вместе с техникой. Правда, с 1973 года было совершено всего 50 прыжков, последний в 2010 году. На вопрос, почему так мало, Инюцын морщит лоб, пытаясь подобрать подходящий ответ, но в итоге отвечает често: "Сложно. Людей жалко. Да и куда спешить-то?"

Спешить действительно пока некуда. Ни к какой конкретной войне Россия пока не готовится, однако будущие военные, как выяснилось на совещании, должны быть способны ответить на любые вызовы времени.  "Военное образование должно оставаться фундаментом вооруженных сил, - подчеркнул Владимир Путин, - Фундаментом прочным, отвечающим требованиям сегодняшнего дня и рассчитанным на перспективы". Он напомнил, что неудачи советской армии в 1941-42 годах были во многом обусловлены проблемами с подготовкой командного состава в предвоенные годы. "Мы не должны забывать об этих уроках", - сказал президент, отметив, что способы ведения вооруженной борьбы постоянно  усложняются. Последнее время она приобретает все более интеллектуальный характер, становясь похожей на компьютерные игры.

Министр обороны Сергей Шойгу не стал скрывать, что для подготовки офицеров той квалификации, о которой говорит Путин, военные должны получить ряд преимуществ перед гражданскими образовательными учреждениями. В первую очередь военным вузам необходимо вернуть самостоятельность: сейчас 15 из них функционируют в статусе филиалов. Такая система, по мнению министра, снижает управляемость и совершенно неприменима в условиях военного времени. "Предлагается вернуть им прежние названия, награды, а также восстановить исторически сложившуюся типологию военных вузов", - сказал Шойгу. Кроме того, крупные заведения, такие как военные Академии, должны получить право утверждать собственные образовательные стандарты и проводить дополнительные вступительные экзамены для абитуриентов, как это делают МГУ и Питерский университет.  В частности, будущие военные инженеры должны, помимо ЕГЭ,  сдавать экзамены по физике, медики - по биологии, ракетчики - по физике и иностранному языку и тд. Без дополнительных испытаний государство тратит огромные деньги впустую, пояснил Шойгу:"Мы два-три года кормим, обуваем учащихся, посылаем их  на сборы, а том выясняется, что они не способны к овладению сложными специальностями".

Владимиру Путину также понравилась идея ректора МГУ Виктора Садовничего, предложившего обучать будущих  командиров параллельно в военных академиях и в гражданских вузах, выдавая им по окончании два диплома. Эта практика может быть использована для получения сложных специальностей, связанных с изучением редких языков, робототехники, генной инженерии и других высоких технологий.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру