Развод на баки

“Бензиновый кризис” придумали власти и олигархи, использовав народ в роли лохов

Кондовая разводка агентов государства и бензиновых королей (зимой вынужденно снижаем цены — весной через топливный голод восстанавливаем), казалось, принесла ожидаемый эффект: народ нынче готов платить больше, лишь бы топливо было. Но дочиста не сработало — многими бензиновая афера воспринимается не иначе как очередная гримаса коррумпированного государства. Не первая и не последняя на нашем веку.

“Бензиновый кризис” придумали власти и олигархи, использовав народ в роли лохов

Так был реальный дефицит бензина или его создали искусственно?

Посмотрим на статистические и таможенные выкладки, по которым видно, что никаких объективных условий для его возникновения не было.

В марте 2011 г. (последнем месяце перед началом перебоев) по сравнению с февралем прирост производства автомобильного бензина составил 9,7%, а всего за I квартал 2011 г. в сопоставлении с I кварталом 2010 г. прирост зафиксирован на отметке 0,6%. Бензин не хлеб, продать его в розницу в течение нескольких дней невозможно, посему в апрель страна вкатилась с устойчивыми запасами топлива.

Но, может, спрос увеличился?

И здесь неувязочка — в первые месяцы этого года на фоне роста производства реализация бензина снизилась. Например, в январе 2011 г. было продано 91,6% от объема декабрьской реализации, а в феврале — 97,7% от январской. Можно объяснять эти результаты январскими праздниками или коротким февралем, но факт бесспорен — всплеска потребления не наблюдалось.

Упреки в адрес злобных нефтяников в наращивании бензинового экспорта также бестолковы. Так могут рассуждать только не умеющие читать статистику большеголовые индивидуумы.

Во-первых, в январе-феврале этого года на экспорт было поставлено 579,0 тыс. т бензина, а в январе-феврале прошлого года — 727,2 тыс. т, или на 25,6% больше. В этом году экспорт не увеличился, а наоборот, снизился.

Во-вторых, из всех нефтепродуктов на экспорт гонятся в основном дизтопливо, топочный и флотский мазуты, а также масла. По итогам 2010 г. суммарный объем экспорта нефтепродуктов составил 131,3 млн. т, а бензина — всего 3,0 млн. т, или 2,3% (дизтоплива продали в 14 раз больше). В этом году ситуация с экспортом бензина почти не изменилась, разве что их удельный вес в общем объеме вывезенных нефтепродуктов уменьшился (3,0% в январе-феврале этого года против 3,5% за тот же период года прошлого). Так что никакого взрыва экспортной активности бензиновых заводчиков нет.

В-третьих, 3,0 млн. т прошлогоднего экспорта составили лишь 8,3% от совокупного производства бензина за 2010 г., причем бензин АИ-95 практически не экспортировался (на экспорт в основном шел запрещенный с 1 января к реализации бензин Евро-2 производства “Роснефти”, а также прямогонный бензин). Между тем топливный кризис коснулся и АИ-95. На фоне роста производства уменьшения потребления и стагнации экспорта.

А не задушили ли наших бедных нефтяников налогами?

Дабы не было заблуждений по поводу нещадного фискального гнета, разберемся с финансовым положением нефтяных компаний. Нынешнее их состояние можно определить коротко: не жизнь, а малина.

В 2010 г. объем выручки нефтяников практически достиг предкризисного уровня 2008 г., затраты почти не росли, а налоговый режим по-прежнему был щадящим.

По итогам 2010 г. производственные и операционные расходы ЛУКОЙЛа и “Роснефти” составили всего 7,6%, а “Газпромнефти” и того меньше — 6,4% выручки, что свидетельствует о высочайшей доходности нефтегазового бизнеса.

Налоговая составляющая нефтяной коммерции меньше, чем по экономике в целом. Так, в 2010 г. налоги и экспортная пошлина (без налога на прибыль) составили у ЛУКОЙЛа 26,5% расходов, у “Роснефти” — 43,9%, у “Газпромнефти” — 36,2%. Немало, но никаких 60—70%, о которых так любят рассуждать нефтяные спикеры, даже близко не просматривается.

Наконец, доходы нефтяных компаний. По результатам 2010 г. чистая прибыль ЛУКОЙЛа объявлена в размере $9,0 млрд., или 8,6% от выручки, “Роснефти” — $10,4 млрд. (16,5%), “Газпромнефти” — $3,1 млрд. (9,6%).

Хорошо работают. Миллиардно!

Кстати, из этих данных видно, что басня о повальном воровстве в госкомпаниях верна не всегда: у частного ЛУКОЙЛа при общем объеме выручки в $105,0 млрд. чистая прибыль составила $9,0 млрд., а у государственной “Роснефти” при выручке в $63,0 млрд., что в 1,7 раза меньше ЛУКОЙЛа, — $10,4 млрд.

Версию о посевной комментировать нужно? Или кто-то не знает, что трактора питаются не бензином, а соляркой?

В общем, никаких макроэкономических предпосылок к апрельскому бензиновому коллапсу не существовало. Кризис придумали. Причем придумали стратегически точно: перебои в рознице пришлись как раз на конец апреля. Накануне открытия дачного сезона, традиционно совпадающего с майскими праздниками.

Если кто сомневается, пусть объяснит восстановление обычной топливной продажи с первых дней мая. В прежнем объеме, но по более высоким ценам.

Одни лишь картельно обрученные нефтяники без полпредов государства провернуть задумку с ростом цен не в состоянии — кишка тонка. К тому же часть из вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) — государственные, другие — частные лишь по структуре собственности, но в работе четко следуют “линии партии”. Наконец, всем нашим нефтяным баронам до сих пор нет-нет да и приснится Ходорковский. Не будем забывать и то, что топливное обеспечение экономики — вопрос государственной важности, находящийся под постоянным правительственным контролем.

Так чем был весенний топливный бардак?

Апрельский бензиновый кризис — не что иное, как коррупционный сговор власти и нефтяного бизнеса с целью удовлетворения личных и политических интересов одних и создания нерыночных антиконкурентных преимуществ для других.

Чего же добились коррупционные заговорщики?

Итоги апрельской разводки таковы.

Первое. Розничные цены директивно подняты, и включен зеленый свет их дальнейшему росту. Цифры в 5—7% повышения назывались и нефтяниками, и представителями государства. Это ли не свидетельство сговора?

Второе. Ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) снижена, пусть и за счет повышения экспортной пошлины на бензин. Хитрость в том, что снижение НДПИ экономит нефтяникам проценты, а увеличение бензиновой пошлины срезает с их доходов доли процента.

Третье. Отсрочка от модернизации российской нефтепереработки и перехода на стандарт топлива Евро-3 высочайше одобрена. Переход на Евро-3 должен был состояться с 1 января этого года, но теперь скорее всего будет отложен до 2014 года. Вкладываться в будущее в правительстве и нефтяных компаниях не хотят.

Четвертое. Сезон охоты на независимых операторов топливной розницы открыт. Вскоре мы будем наблюдать враждебные поглощения сетей независимых АЗС посредством достижения “полюбовных” договоренностей, применения административных инструментов, использования института банкротства.

Пятое. Проект закона “Об основах госрегулирования добычи, переработки и транспортировки нефти и нефтепродуктов” будет отправлен на доработку, цель которой — исключить пункты о госрегулировании цен на топливо и биржевой торговле нефтью внутри страны.

Как выражались в “лихих 90-х”, нас опять развели. Как лохов. И пока мы будем оставаться лохами, в нашей стране ничего не изменится.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру