Заграничные счета покажут, кто главнее

Злоба дня

Злоба дня
Рисунок Алексея Меринова

Кому у нас, в Российской Федерации, чаще приходится принимать решения, «затрагивающие вопросы суверенитета и национальной безопасности», — Президенту РФ или губернатору? Депутату Госдумы или премьер-министру? Депутату регионального Законодательного собрания или федеральному министру?

Политически неграмотный иностранец, может быть, и задумается над этим вопросом. Но любой, поживший на белом свете лет 20–30–40 россиянин ответ даст не задумываясь: конечно, президент по этой части главнее и важнее губернатора, а премьер-министр и даже просто министр — главнее и важнее отдельно взятого депутата Госдумы и уж тем более депутата регионального парламента!

Но привычная система координат будет вот-вот порушена в хлам какими-то тремя законопроектами, которые Госдума 19 апреля примет сразу во втором и третьем чтениях.

Речь в них, казалось бы, идет совсем о другом — о том, что политической и управленческой элите страны впредь будет запрещено под угрозой отставки или сложения полномочий «открывать и иметь счета, вклады, хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами». Запрет распространяется на супругов (супруг) «элитного» россиянина и их несовершеннолетних детей. Один законопроект — базовый, второй вносит соответствующие изменения в уже действующие законы, третий касается распространения новых требований на членов правительства.

С момента вступления в силу законов (это может случиться уже в конце апреля — начале мая) всем, на кого запрет распространяется, дается три месяца на приведение своих финансовых дел в соответствие с новыми правилами. То есть закрыть, перевести, избавиться.

Прекрасно! Но если почитать тексты пока еще законопроектов повнимательнее, возникают вопросы — те самые, про смену систем координат.

Кандидаты на руководящие посты в госкорпорациях, кандидаты в министры во главе с кандидатом на пост премьера, соискатели кресла генпрокурора, руководителя Следственного комитета, к примеру, обязаны заявить о том, что они и их родственники имеют за рубежом подлежащие ликвидации активы и инструменты. И лишь будучи назначенными и утвержденными, эти граждане должны выполнить закон и, как говорилось выше, закрыть, перевести, избавиться. В течение трех месяцев.

А кандидатам в губернаторы и (внимание!) кандидатам в депутаты региональных парламентов предписано уже на стадии предварительного отбора быть «чистенькими», то есть представить заявление об отсутствии счетов, ценностей в зарубежных банках и т.д. и т.п. То есть еще неизвестно, изберут ли их граждане (или отберет ли их президент, если речь идет о новой схеме голосования за губернатора лишь местным парламентом), а ты уже должен поставить крест на прежней, возможно, предпринимательской жизни... То есть те, у кого есть хотя бы 10 долларов на счете где-то в Украине или Белоруссии, не имеют больше активного избирательного права!

Про кандидатов в депутаты Госдумы пока ничего не говорится, но, когда на днях принимался в первом чтении законопроект о выборах нижней палаты парламента, глава Комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин («ЕР») честно предупредил коллег: ко второму чтению аналогичные требования для желающих стать депутатами Госдумы в текст будут включены. Представьте ситуацию: человек все закрыл, перевел, избавился от запретного сам, ограничил в правах членов семьи — а его не зарегистрировали кандидатом по какому-то основанию! Или даже зарегистрировали — а его партия не преодолела барьер, или продул он вчистую выборы в одномандатном округе! Или даже партия барьер преодолела, но этот конкретный человек мандат не получил, лелея робкую надежду получить его в течение 5 лет! Лелеял — но не получил. 5 лет...

Когда в закон о порядке формирования органов власти в регионах недавно включали ограничение такого рода для кандидатов в губернаторы, в Госдуме утверждали, что сей факт — «признание огромного значения должности главы региона в системе органов власти России». Теперь, значит, признается «огромное значение» депутатов заксобраний, а вслед за ними — и депутатов Госдумы. Критиканы и злопыхатели, конечно, опять говорят: это лишь еще один фильтр, позволяющий отсеивать активных и успешных, но неугодных. Сами теперь сто раз подумают, стоит ли затевать бодягу с выборами, а если безрассудно влезут в игру, не подчистив все как следует, — на законных основаниях из игры их как миленьких вычистят.

Но если все же мы всерьез верим, что эти превентивные, на дальних подступах запреты для отдельных категорий выборных должностных лиц — признание их «особого значения», тогда возникает вопрос: а как же кандидаты в Президенты РФ?

НИКАК. В тех законопроектах, за которые проголосует Госдума, про кандидатов в президенты ничего не говорится. Значит, тот, кто хочет стать главой государства, может иметь зарубежные счета и иностранные финансовые инструменты вплоть до момента избрания — в отличие от того, кто хочет стать всего-навсего областным депутатом или депутатом Госдумы.

Значит, он не самый главный и важный по части принятия решений, «затрагивающих вопросы суверенитета и национальной безопасности». А мы-то думали...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру