Керимов-Лукашенко:«Давай в бюджет положим пять копеек, остальное попилим»

Хозяина «Уралкалия» обвиняют в попытках подкупить президента Белоруссии

Конфликт вокруг «Уралкалия» и его гендиректора Владислава Баумгертнера набирает обороты. Следственный комитет Белоруссии нацелил удар на главного собственника «Ураркалия», российского миллиардера Сулеймана Керимова. Белорусские силовики готовы завести на олигарха уголовное дело, объявить в розыск, а в случае успеха и арестовать. Вина Керимова, по мысли белорусских силовиков, очевидна. Россия готова бороться за Керимова до конца, и это выводит «калийный» конфликт на мировой уровень. Вице-премьер Аркадий Дворкович уже заявил, что поставки нефти в Белоруссию придется сократить. Что же не поделили Керимов и прездент Белоруссии Александр Лукашенко?

Хозяина «Уралкалия» обвиняют в попытках подкупить президента Белоруссии
Рисунок Алексея Меринова

Керимова в России знают как владельца футбольного клуба «Анжи». Он сначала накупил иностранных игроков, заключил контракт со знаменитым Гусом Хиддинком и принялся строить дорогостоящие спортивные базы, но меньше месяца назад вдруг заявил, что иностранных футболистов распродаст — слишком велики расходы. К тому времени акции «Уралкалия» (Керимов — основной акционер компании, у него доля в 25%) уже вовсю падали из-за того, что набирал обороты скандал с Белоруссией. Так что эти события трудно не связать.

Керимов известен как бизнесмен жесткий. Начал карьеру с того, что еще в 1980-е женился на дочери дагестанского партийного функционера. Это помогло ему еще в советской системе стать за считанные годы помощником директора крупного предприятия. С 1993 года — в Москве, становится замдиректора известной тогда группы «Союз-Финанс», и в 1999 году — депутатом Госдумы. Побаловавшись со строительством (именно он в 2005 году задумал построить под Москвой «город миллионеров», но потом к задумке охладел), Керимов сосредоточился на таком специфическом бизнесе, как калийные удобрения. Они ценятся, потому что дают резкий рост урожайности. В то же время их запасами обладают три страны в мире, Россия, Белоруссия и Канада. Идея собрать под собой активы и создать «калийный ОПЕК» напрашивалась сама собой. В 2010 году Керимов заключает сделку века — покупает у олигарха Дмитрия Рыболовлева контрольный пакет компании Уралкалий. Сумма сделки — около 10 млрд долларов, причем Керимову удалось перебить предложение такого игрока, как Владимир Потанин. Источник финансирования покупки остался неясным, поскольку у самого Керимова таких средств вроде бы не прослеживалось. Тем не менее уже через год Керимов покупает еще одну компанию по производству удобрений, Сильвинит, причем, как писали тогда газеты, не обошлось без нарушений и махинаций, и становится монополистом в России.

Для создания «калийного» ОПЕК оставалось привлечь к альянсу государственную компанию «Беларуськалий». Купить ее не представлялось возможным — Александр Лукашенко не продавал. Поэтому пришлось заключить с нею альянс. Компании согласовывали объемы производства, а сбыт шел через совместного трейдера, Белорусскую калийную компанию (БКК). Россиянам и белорусам принадлежало теперь около половины мирового рынка калийных удобрений (еще около 40% контролируют канадские компании, с которыми альянс стал координировать свою политику). Из-за того, что эта тройка согласовывала объемы производства и цены, мировая цена на эти удобрения выросли вчетверо, а Беларуськалий стал самым главным поставщиком валюты в Белоруссию, обеспечивая до трети бюджетных поступлений.

Лукашенко не было резона разрушать схему, но, как пишет теперь белорусская пресса, резон был у Керимова. Он якобы не мог простить белорусскому президенту отказа продать «Беларуськалий».

Тамошние газеты описывают, как Керимов торговался с Лукашенко.

--Ты мне «Беларуськалий» продашь, мы положим в бюджет три копейки, остальное поделим, - якобы заявил российский олигарх президенту, после чего «батька» выставил его за дверь.

Керимов не успокоился, и с какого-то момента «Уралкалий» стал осуществлять поставки помимо БКК — совместной торговой компании «Уралкалия» и «Беларуськалия». Заметив такое дело, представители «Беларуськалия» нажаловались Лукашенко, и, реагируя на происки россиян, тот и издал в последние дни 2012 года указ, которым положил конец связке двух компаний. Указ, напомним, разрешал «Беларуськалию» продавать продукцию помимо БКК.

Почему россияне не отреагировали сразу? Они и отреагировали, пишут минские газеты. Представители «Уралкалия» стали заменять в руководстве БКК белорусов своими людьми. Когда процесс завершился, и белорусские менеджеры оказались отстранены от оперативного управления БКК, а это случилось к концу июля, «Уралкалий» и объявил о том, что также будет продавать продукцию помимо БКК.

Казалось бы, налицо простой спор хозяйствующих субъектов, хотя и очень крупных. Но не все так просто. Спор мгновенно перешел на межгосударственный уровень. Поскольку фигура Керимова оказалась критической для российской элиты. Напомним, что сделку по приобретению Сильвинита, сомнительную с точки зрения антимонопольного законодательства, одобрил непосредственно президент Дмитрий Медведев. Он же договаривался со своим белорусским коллегой о визите в Минск директора «Уралкалия» Владислава Баумгертнера и самого Керимова — не иначе, пытался конфликт погасить. Керимов почуял неладное и не полетел, так что Баумгертнеру пришлось сесть в минскую тюрьму и за себя, и за Керимова. Обращает на себя внимание и то, что защитником интересов «Уралкалия» выступает Аркадий Дворкович, человек из команды Медведева.

Возникает чисто политическая коллизия. Ситуация в России накануне выборов мэра Москвы куда как непростая. Остатки кружка Медведева явно пытаются взять реванш за давнее унижение — когда Медведеву было не позволено идти на второй срок. Многие именно этим объясняют игры вокруг Алексея Навального. В этой ситуации Путину было бы проще пустить дело Керимова на самотек, и позволить клану Медведева проиграть битву с белорусским диктатором.

В первый день конфликта казалось, что Путин так и сделал. Но все изменилось в среду. В игру не вступил главный санитарный врач России Геннадий Онищенко, заявив, что он успел проанализировать качество белорусских молочных продуктов в Московской области и остался ими недоволен. Известно, что Онищенко вступает в игру только тогда, когда поступает указание от Владимира Путина, какой бы пост Путин ни занимал. Иными словами, элиты все-таки решили действовать сообща. Причина — вероятно — в том, что конфликт вышел за рамки Союзного государства и приобрел международный масштаб.

В самом деле, падение цен на калийные удобрения (а это прямое следствие конфликта) ударило по канадским производителям, которые были третьей деталью этого пасьянса (вместе с россиянами и белорусами канадцы контролируют около 80% мирового рынка калийных удобрений). Трудно утверждать, что Путина впечатлило гипотетическое послание канадских властей (мы даже не можем утверждать, было ли оно). Но на фоне обострения ситуации вокруг Сирии Путину, вряд ли хочется получить в Новом Свете еще одного противника — причем получить, что называется, по мелочи, из-за каких-то удобрений.

Лукашенко можно понять. За полгода, как альянс дал трещину, бюджет Белоруссии потерял миллиарды. «Беларуськалий» в списке компаний — поставщиков доходов бюджета — откатился с первого места на шестое. Важно, что калийные удобрения — единственная отрасль хозяйства этой страны, которая не зависит от прихотей России. Если трактора и продукты питания купит только Россия, и она же в любой момент перекроет поставки нефти, то удобрения оторвут с руками в любой стране мира. Каримов выбил у Лукашенко из рук этот фактор государственного суверенитета. Такое не прощается. Каримов может рассматриваться в Белоруссии как тот, кто грозит самим основам режима. Дело пахнет чуть ли не переворотом и покушением на устои власти батьки. Так что Лукашенко будет преследовать Керимова до конца.

Но до конца его будет отстаивать и Россия. Ведь отказы батьки продавать то одно предприятие, то другое изрядно злят Москву. Вот тут и повод напомнить ему, за чьи деньги он существует. Прелесть в том, что Москва может додавливать Минск до конца, не рискуя ничем. Экономика Белоруссии троится на согласии России покупать ее товары. Россия стала членом ВТО, и любой недостаток тех же молочных продуктов будет мгновенно компенсирован поставками из ЕС. Тем более, что часть так называемого белорусского молока — это и есть сухое молоко из ЕС, поступающее нашему соседу через особые экономические зоны на границе ЕС и Белоруссии. Белоруссия зависима от поставок нефти и газа из России, и если в среду ограничение поставок нефти представители «Транснефти» еще должны были стыдливо объяснять ремонтами на нефтепроводе Дружба, то в четверг Дворкович счел церемонии излишними.

Очень удачна в глазах Москвы и фигура самого Керимова. Керимов исправно декларирует свои доходы, став сенатором, перевел активы на управленцев, следуя законодательству, и не разу не был замечен в нелояльности. Даже в знаменитую аварию в Ницце он попал вместе не с кем нибудь, а с Тиной Канделаки, известным пропагандистом нынешнего режима. Так что, даже если все, что пишет белорусская пресса, правда, Керимов не совершил единственного в глазах российской власти греха — не стал нелояльным к ней. За такого парня не грех и побороться, тем более, если усмиренный батька начнет продавать россиянам активы, сначала «Беларуськалий», а потом — чем черт не шутит — и МАЗ, за который несколько лет назад шла нешуточная схватка.

СПРАВКА «МК»:

Личное состояние Сулеймана Керимова - $7,8 млрд. Будучи сенатором, в 2012 году задекларировал доход в 983 млн рублей и занял 8-е место в рейтинге доходов российских чиновников по версии журнала Forbes.На декабрь 2010 года являлся владельцем 25 % акций ОАО «Уралкалий».Основные активы: 50 % кипрской «Нафта-Москва», 5 % зарегистрированного на Бермудах АО «Алтитьюд», 20 % кипрской «Аникета инвестментс лимитед», 25% акций Уралкалия.

МЕЖДУ ТЕМ

Помощник Президента РФ Юрий Ушаков заявил, что российские власти требуют немедленно освободить Владислава Баумгертнера: «Прошло пять дней с момента ареста в Минске нашего гражданина. Мы требуем немедленного его освобождения и рассчитываем, что белорусская сторона в ближайшее время это сделает». Ушаков призвал не политизировать данный вопрос. «Излишняя политизация этого вопроса не отвечает интересам России и Белоруссии», — подчеркнул помощник президента, заметив, что эмоции в этом вопросе не должны зашкаливать. Он уточнил, что конфликт между «Уралкалием» и «Беларуськалием» лежит в области коммерческого спора.

Уголовное дело в отношении Сулеймана Керимова: "У следствия есть все основания"

Уголовное дело в отношении Сулеймана Керимова: "У следствия есть все основания"

Смотрите видео по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру