Партию Навального могут задушить рублем

Для кого Кремль хочет ограничить размер кредитов на выборы?

Число реальных игроков на политической арене ограничат рублем: премьер-министр Дмитрий Медведев на последнем заседании правительства предложил установить потолок на сумму кредита, который партия может взять на ведение избирательной кампании. «МК» выяснил, что крупных партий эта норма не коснется, — зато может пострадать оппозиционер Алексей Навальный, уже подружившийся с бизнесом.

Для кого Кремль хочет ограничить размер кредитов на выборы?

«До сих пор политическая партия во время предвыборной кампании могла взять кредит или просто получить временное финансирование на общих основаниях, иногда на сверхльготных условиях», — заявил Дмитрий Медведев, отметив тут же, что «это все-таки необычное финансирование и необычные гражданско-правовые сделки». И предложил кредитование «под выборы» ограничить. Сейчас закон устанавливает лимиты только на сумму пожертвований: не больше 43 миллионов от юрлиц, не более 4,3 миллиона от «физиков». Эти суммы премьер предлагает взять за базовые, с тем чтобы кредиты превышали их максимум в пять раз. То есть партии смогут «перехватить» не больше 216 миллионов от юрлиц и до 21 миллиона от граждан. «Деньги на самом деле получаются немалые», — заметил Медведев.

До сих пор никто публично не поднимал тему партийных кредитов. «Да, партии действительно могут брать кредиты, но на самом деле не берут, — сказал «МК» член Центризбиркома Евгений Колюшин, курирующий в комиссии тему финансирования. — Во всяком случае, мне такие прецеденты неизвестны, чтобы брали кредит на кампанию». Его коллега, член ЦИК Елена Дубровина, сказала, что она не сталкивалась с тем, чтобы «кредитные истории» партий фигурировали в отчетах: «Зачем им об этом говорить? Партия может взять деньги и перечислить их в избирательный фонд уже как свои собственные средства». Известный политтехнолог Андрей Богданов, создавший не меньше десятка партий по новому либеральному законодательству, сказал «МК», что не знает примеров взятия партийных кредитов: «Непонятно, кто их будет отдавать, если партия распустится». Наконец, юрист КПРФ Вадим Соловьев также с удивлением признал, что за 20 лет практики с такими случаями не сталкивался.

Для кого же предложена эта норма? Тут нужно учесть такую деталь: «текущая» партийная касса — это одно, избирательный фонд — совсем другое. В кошельке партии может лежать сколько угодно денег, но во время кампании она имеет право перечислить в фонд «на выборы» строго определенную сумму. В 2011 году она была весьма умеренной — 350 миллионов. Остальное добирается из других источников. Так вот этот лимит любая парламентская партия может запросто вынуть из кармана, не прибегая к займам. Ведь они и так получают финансирование из бюджета: от 400 миллионов рублей (ЛДПР) до 1,7 миллиарда («Единая Россия»).

У всех же остальных «мелких» партий на счетах либо круглые нули, либо такие жалкие крохи, что им кредита никто и не даст. У «Монархической партии», к примеру, 539 рублей — ну куда ей влезать в долги? Ведь расплатиться можно, только получив бюджетное финансирование. Оно начинается с планки в 3% голосов на выборах в Думу. В 2011 году этот барьер преодолело только «Яблоко», да и то получило маловато — 118 миллионов в год. Источники «МК» утверждают, что некоторые лидеры, одновременно являющиеся бизнесменами, используют кредитование вместо пожертвования для подпитки собственных партий. В частности, такую схему может применять глава «Патриотов России» Геннадий Семигин. Но «Патриоты» в 2011 году наскребли на выборы только 5 миллионов рублей — до потолка в 216 миллионов им не достать.

Пожалуй, единственный, кого эта норма может затронуть, — оппозиционер Алексей Навальный и партия его сторонников «Народный альянс» (пока незарегистрированная). Они уже продемонстрировали способность привлекать спонсоров. На столичную кампанию, к примеру, в короткий срок собрали 104 миллиона рублей. Плюс поддержка бизнеса: письмо 37 представителей делового сообщества в поддержку Навального поддержали к концу кампании более 300 человек. В основном это «умный» бизнес, IT-технологии. В отличие от крупных компаний, спонсирующих «Единую Россию», они не могут позволить себе за здорово живешь отстегнуть несколько «лимонов» под сомнительное предприятие. Другое дело — кредит: Навальный или «Народный альянс» после успеха на выборах могли бы рассчитаться с долгами. Теперь не выйдет. Разрешенного кредитного лимита в 216 миллионов на федеральную кампанию никому не хватит. В 2011 году средняя цена одного голоса составляла $5. А значит, при явке 50% для результата в 5% нужно было вложить минимум 400 миллионов рублей. И к выборам в Думу 2016-го цены еще вырастут.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру