В перспективе России понадобятся и Луна, и Марс

Генеральный директор ФГУП ЦНИИмаш Александр Мильковский: « Луна — это космический объект стратегического значения»

Государственная программа «Космическая деятельность России на 2013-2020 годы», утверждённая правительством ещё в 2012 году, в этом - подверглась корректировке. Её текст, хочется надеяться, что это окончательная версия, появился на сайте Федерального космического агентства. Об основных положениях программы, о том, что важнее сейчас развивать нашей космической отрасли, а с чем можно и повременить, как относиться к последним угрозам со стороны Америки о введении санкций в космической области корреспондент «МК» побеседовала с генеральным директором главной научной организации Роскосмоса – ФГУП ЦНИИмаш Александром МИЛЬКОВСКИМ.

Генеральный директор ФГУП ЦНИИмаш Александр Мильковский: « Луна — это космический объект стратегического значения»
Александр Мильковский

Космическая программа изменилась

- Александр Григорьевич, ваш институт – это та организация, которая готовила основные предложения для космической программы России. Поэтому вам и карты в руки, объясните, чем она отличается от предыдущего варианта?

- Определённые корректировки были вызваны изменением объёмов финансирования на 2013-2015 годы, появлением новых проектов, технической неготовностью ряда космических аппаратов.

Среди новых работ следует отметить проект «ЭкзоМарс». Соглашение между Роскосмосом и Европейским космическим агентством о сотрудничестве в исследовании Марса и других тел Солнечной системы робототехническими средствами было подписано 14 марта прошлого года. Для его реализации в проект Госпрограммы включили опытно-конструкторскую работу «ЭкзоМарс», на которую в период с 2013 по 2015 годы планируется выделить 3,42 млрд. рублей.

В новой редакции программы прописана также необходимость создания сверхтяжёлой ракеты - до 2025 года предусмотрено создание технологического и проектного задела, а также начало наземной экспериментальной отработки элементов РН. По перспективной пилотируемой транспортной системе есть уточнения: если в прежнем тексте говорилось о создании этой системы к 2018 году, то теперь предполагается приступить к её лётным испытаниям в 2021 году. Однако это смещение сроков связано с тем, что начнёт проходить лётные испытания уже корабль, предназначенный для полётов экипажей на Луну, а не для низких околоземных орбит. Для проведения лётных испытаний этого корабля будет использоваться новый носитель тяжёлого класса, который сменит РН типа «Протон». Кроме того, новой программой предусмотрено создание пилотируемого лунного взлётно-посадочного комплекса, грузового посадочного комплекса и других инфраструктурных объектов для освоения Луны.

- Многие не приемлют это, в наше время экономических кризисов и вдруг - Луна…

- А это уж с какой позиции посмотреть. Если с точки зрения извлечения сиюминутной выгоды, тогда понятно, что сейчас Луна нам не очень нужна. Однако, экономический кризис – не самое опасное явление на планете. Они были и ещё, к сожалению, будут случаться. Гораздо более опасен кризис идей, деинтеллектуализация общества, потеря научных школ и технологий. Образованный человек гораздо быстрее справится с любыми, в том числе и с экономическими проблемами, чем человек из общества «массового потребления». И в этом плане космонавтика – это именно та область, где в силу объективной сложности решаемых проблем концентрируются и сохраняются интеллектуальные силы. Что же касается Луны, то Луна, бесспорно, космический объект стратегического значения. Это – научная лаборатория, ископаемые и энергетические ресурсы будущего, полигон для отработки новой техники и технологий, космопорт следующих поколений.

Наука развивается быстро, мир на месте не стоит. В перспективе России понадобятся и Луна, и Марс, но если не будет задела в настоящем, мы отстанем и не сможем конкурировать с цивилизованными странами. Восстанавливать с нуля систему пилотируемой космонавтики будет потом гораздо сложнее и дороже.

- Бюджетное обеспечение открытой части Госпрограммы снизилось с 1,9 триллионов рублей до 1,8 трлн…

- Да, действительно, такое изменение объёмов бюджетных ассигнований потребовало пересмотреть сроки реализации ряда менее приоритетных работ и оптимизировать их финансовое обеспечение.

Тем не менее, работы по созданию перспективных образцов ракетно-космической техники не прекращаются ни по одному направлению деятельности. К наиболее важным направлениям следует отнести глобальную навигационную спутниковую систему ГЛОНАСС, космические комплексы дистанционного зондирования Земли, пилотируемую космонавтику, а также космические аппараты связи, телевещания и ретрансляции. В частности, планируется увеличение количества космических аппаратов дистанционного зондирования Земли за счёт изготовления дополнительных спутников.

- Как скажется планируемое уменьшение бюджетного финансирования на орбитальной группировке отечественных космических аппаратов?

- Некоторое снижение объёмов финансирования привело к увеличению сроков создания ряда космических аппаратов, что повлекло за собой уменьшение их количества в составе орбитальной группировки к 2016 году. Тем не менее, несмотря на изменение в этот период темпов наращивания отечественной группировки, до 2020 года количество аппаратов на орбите всё равно должно быть доведено до 113 аппаратов, как по предыдущей, так и по нынешней редакции Госпрограммы.

Битва за супертяж

- Расскажите, пожалуйста, о сверхтяжёлой ракете, вы уже определились с её характеристиками?

- В настоящее время ведущими КБ отрасли – это ОАО «РКК “Энергия” имени С. П. Королёва», ГНПРКЦ «ЦСКБ – Прогресс», ГКНПЦ имени М. В. Хруничева и ОАО «ГРЦ Макеева» – предложен ряд предпроектных проработок ракет-носителей сверхтяжёлого класса различной грузоподъёмности. Предварительно, в соответствии с принятыми исходными данными и проектом технического задания на разработку, ракета-носитель на первом этапе должна выводить на низкую орбиту полезный груз массой около 80 тонн. Обладая такой грузоподъёмностью, она сможет выводить пилотируемый корабль для облёта Луны, а также обеспечивать экспедиции на поверхность Луны со стыковкой пилотируемого корабля и лунного посадочно-взлётного комплекса на её орбите.

- Когда вы окончательно определитесь с обликом ракеты?

- В этом году. По заданию Роскосмоса, в рамках научно-исследовательской работы «Магистраль», подготовлен проект технического задания и начата разработка головными КБ аванпроектов по космическому ракетному комплексу (КРК) с РН сверхтяжёлого класса со сроком завершения в декабре 2014 года. По результатам экспертизы аванпроектов ФКА совместно с заинтересованными организациями будет окончательно определён облик и технические характеристики комплекса и подготовлено тактико-техническое задание на его создание. Опытно-конструкторские работы по созданию КРК с РН сверхтяжёлого класса предусмотрены проектом Федеральной космической программы России на 2016 – 2025 гг.

- Вы сказали, что вышеописанные характеристики нужны для первого этапа создания ракеты, значит, вы уже думали и над вторым?

- На втором этапе предполагается дальнейшее увеличение энергетических возможностей РН на основе использования и развития базовых элементов, созданных на первом этапе. Повышенная энергетика РН потребуется для решения амбициозных задач более дальней перспективы (создание лунных баз, экспедиция на Марс, посещение астероидов и др.).

С этого этапа начнутся регулярные полёты на Луну и подготовка полётов во внеземное пространство, то есть более чем за 1,5 млн. км от Земли. Второй этап – это полёты на Луну по однопусковой схеме (без промежуточных стыковок), регулярные полёты экипажей на лунную базу, создание лунной энергетики (солнечной, ядерной, термоядерной), создание первых лунных производств, увеличение длительности пребывания человека на Луне с нескольких недель до нескольких месяцев, испытания комплексов для полётов к астероидам и к Марсу. По нашим оценкам, для решения задач второго этапа потребуется РН грузоподъёмностью более 160 тонн.

Детали спутников, как элемент шантажа

- Американцы покупают у нас самые мощные на сегодняшний день ракетные двигатели. Что если им удастся всё-таки скопировать подобные?

- Несмотря на то, что двигатели НПО «Энергомаш» - это разработки 70-80-х годов, создать что-то подобное, даже имея перед собой готовый образец – непросто. Это практически невозможно. При этом надо иметь в виду значительный и по времени, и по стоимости объём экспериментальной отработки.

- Ну, создадут что-то другое, - технологии же развиваются бешеными темпами.

- Да, это так. Но что касается законов аэрогазодинамики, прочностных характеристик материалов, - в этой области прорывных технологий не так и много. Так что вряд ли кто-то сможет в ближайшие годы повторить наши РД-180 и РД-170.

- Хорошо, по двигателям мы впереди, - зато по элементно-компонентной базе (ЭКБ) отстаём. Как вышло, что мы оказались существенно зависимы от американских плат и транзисторов? Теперь они запретят поставки в Россию, и что нам делать?

- У американцев такая тактика: сначала всё поставляют в любых количествах и по выгодным ценам, почти до основания убивая местную экономику. А в один прекрасный момент эта «манна небесная» вдруг превращается в элемент манипулирования, своеобразного шантажа. Так, увы, происходит сейчас и с нами. Поэтому вопрос о развитии собственного производства стоит сейчас остро.

- У нас же раньше ЭКБ была своя, возродить сложно?

- Возродить возможно, конечно, но требуются определённые временные и финансовые затраты. Например, для создания технологии изготовления сверхчистых металлов: кристаллов кремния, германия, нитридов и др. и, соответственно, уникального технологического оборудования.

- Какое предприятие может стать флагманом в этом направлении?

- В настоящее время создание ЭКБ осуществляется в рамках соответствующих Федеральных целевых программ предприятиями, которые входят в структуру Минпромторга России. На многих предприятиях за последние годы появились серьёзные разработки, созданы современные технологические линии по производству ЭКБ различного назначения. Если говорить о возможном флагмане в области производства ЭКБ, а вернее флагманах, так как у каждого предприятия есть свои приоритетные направления, то ими могут стать организации, имеющие наибольший научно-технический задел, собственное производство, отвечающее всем требованиям к качеству, высокий потенциал развития и способные выпускать широкую номенклатуру ЭКБ.

ГЛОНАСС – система самодостаточная

- А если американцы возьмут, и завтра же прекратят поставки ЭКБ в Россию, наши спутники летать не перестанут?

- Конечно, не перестанут. Учитывая, что наша зависимость от американских и европейских поставщиков ЭКБ стала проблемой национальной безопасности, работы по импортозамещению ЭКБ космического назначения ведутся не первый год. Возможные санкции являются неким катализатором, который должен интенсифицировать этот процесс. В настоящее время разработан перечень применяемой в ракетно-космической технике ЭКБ, требующей импортозамещения. Ряд российских предприятий уже сейчас готовы начать производство соответствующей ЭКБ космического назначения, хотя, конечно, для полного восполнения потребностей производства потребуется время. При этом одним из вариантов парирования возможных санкций со стороны США в части ЭКБ может стать взаимовыгодное сотрудничество с производителями из Юго-Восточной Азии, включающее создание совместных предприятий, нацеленных на производство конечного продукта у нас.

- Обыватели в нашей стране не верят в качество ГЛОНАСС. «Если у нас есть GPS, который работает без перебоев, зачем нам что-то менять?» - Так говорят многие.

- Мы уже столкнулись с рядом санкций, к примеру, нам перестали поставлять ЭКБ, которая может использоваться в военных целях. Завтра нам с таким же успехом могут ограничить доступ к передовым навигационным технологиям. Кстати, были проблемы с использованием системы GPS во время военных действий в Грузии в 2008 году. В таких сложных ситуациях мы можем надёжно опираться только на отечественную систему. Кроме того, система GPS не всегда обеспечивает качественные навигационные услуги в условиях мегаполиса, горной местности, в лесах. Использование двухсистемных (GPS/ГЛОНАСС) навигационных приёмников существенно повышает качество и надёжность услуг навигации. Поэтому в последнее время основные мировые производители навигационных приёмников разрабатывают двухсистемную аппаратуру.

Наша группировка развёрнута в полном составе из 24 аппаратов, используемых по целевому назначению, и вполне самодостаточна. Точность навигации на основе ГЛОНАСС соизмерима с точностью системы GPS, в настоящее время проводится комплекс мероприятий по дальнейшему повышению её точностных характеристик. Кроме того, одним из приоритетных направлений является разработка конкурентоспособных отечественных приёмников сигналов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26542 от 6 июня 2014

Заголовок в газете: России понадобятся и Луна, и Марс

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру