Составлен моральный облик авторобота: пешехода спасет, собаку задавит

Российские ученые опубликовали выводы необычного социологического исследования: большинство людей «призвали» беспилотный автомобиль к самоуничтожению в сложных ДТП

28 января 2016 в 11:36, просмотров: 1885

И все-таки он должен съехать в кювет! К выводу о том, что авторобот должен совершить акт самоуничтожения, спасая жизни незадачливых пешеходов или животных, пришло большинство участников социологического опроса. Его провела научная группа, которая и является разработчиком системы искусственного интеллекта для беспилотных российских автомобилей. Стимулом к его проведению для компании стала необходимость разработки сценариев “поведения” беспилотного автомобиля.

Составлен моральный облик авторобота: пешехода спасет, собаку задавит
фото: morguefile.com

В исследовании, которое началось еще в декабре прошлого года и закончилось буквально на днях, приняли участие около 80 тысяч человек из 47 регионов России.

Им было предложено несколько чрезвычайных дорожных ситуаций, в которых «искусственному интеллекту», управляющему автомобилем, надо было принимать не простое решение.

Будут авто без водителей самостоятельно съезжать в кювет в критической ситуации или давить на газ, невзирая на появившегося на дороге щенка? А что если на трассу неожиданно выбежал человек? По ряду сложных с моральной точки зрения ситуаций разработчики «автомозга» решили посоветоваться с широкими общественными массами, которым предстоит в будущем так или иначе контактировать с автомашинами без водителей. .

Основным итогом исследования стало намерение граждан России обязать искусственный интеллект минимизировать общее число пострадавших в аварии. Почти 71% респондентов был готов направить авторобот в кювет, чтобы не задавить других людей, случайно вышедших перед ним на проезжую часть, несмотря на то, что это может привести к неминуемым глобальным его повреждениям и критическим для жизни и здоровья травмам пассажира.

Вот как распределились голоса.

В ситуации, когда перед автороботом на дороге неожиданно возникала группа людей, которые могли пострадать или погибнуть под его колесами, 25,73% опрашиваемых высказались за то, чтобы автороботу продолжать движение,... совершая наезд на пешеходов, 3,28% - за совершение перестроения на встречную полосу, отделенную двойной сплошной линией разметки, по которой движется другой автомобиль, и 70,99% «посоветовали» беспилотнику все-таки самоликвидироваться, совершив съезд в кювет.

Еще одна дорожная ситуация ставила автомобиль без водителя перед выбором: продолжить движение и задавить собаку, резко затормозить, столкнувшись при этом со следующим позади автомобилем, или перестроиться на встречную полосу, рискуя жизнями дргугих людей? 55,15 % пожертвовали в данной ситуации собакой. 40,09% проголосовали за торможение и только 0,54% - за выезд на «встречку». Был еще вариант со съездом в кювет, который выбрали 4,22 %.

Еще одним итогом исследования стало отсутствие явного преобладания какой-либо социальной группы в каждом из рассматриваемых вариантов поведения искусственного интеллекта. Ответы всех категорий граждан распределены примерно с одной степенью равномерности (в пределах погрешности 10%). Наибольшое отличие наблюдается лишь в случаях, когда перед автороботом внезапно появляется собака. Ее «жалеет» на 13% больше женщин, чем мужчин.

Наиболее отчаянные поступки в критических ситуациях рекомендуют искусственному интеллекту совершать женщины в возрасте от 31 до 50 лет с высшим образованием. Например, эта категория предпочитает съезд в кювет при встрече с собакой. Пенсионеры меньше других рекомендовали автороботу нарушать ПДД. Например, не оказалось ни одного пенсионера, который бы предложил ему пересечь двойную сплошную линию разметки.

По словам президента компании Ольги Усковой, ученые предполагают, что полученные результаты будут использованы для подготовки законодательных инициатив, регламентирующих поведение беспилотного автомобиля, как во время испытаний, так и, впоследствии, на дорогах общего пользования.



Партнеры