Во французской пещере найдена таинственная постройка неандертальцев

Судя по ней, первые жители Европы обладали более развитой культурой, чем ранее считалось

Группа ученых из университета Бордо обнаружила во французской пещере Брюникель постройку, создать которую могли лишь неандертальцы. Это открытие позволяет по-новому взглянуть на то, какого уровня развития достигали потомки первых представителей рода homo, поселившихся в Европе.

Долгое время о пещере Брюникель (или Бруникель), расположенной на юго-западе Франции, не было известно, поскольку вход в неё был завален камнями. Однако в начале 1990-го года, в пещеру удалось проникнуть 15-летнему школьнику Бруно Ковальчевски, частично разобравшему завал. Ранее отец мальчика заподозрил существование пещеры, обратив внимание на едва заметные потоки воздуха между камнями. Спелеологи, проникшие в пещеру, обнаружили внутри лужи воды, сталактиты и сталагмиты, а также кости и другие свидетельства того, что в очень далёком прошлом здесь обитали медведи. При этом специалисты убедились, что многие десятилетия в пещере никого не было, сообщает theatlantic.com.

Когда учёные продвинулись на 336 метров в пещеру, там их ждало действительно выходящее из ряда вон открытие: Перед ними предстала комната, в которой несколько сталагмитов были намеренно сломаны, а их фрагменты разложены таким образом, что образовывали две геометрические фигуры: внутренний круг, достигающий в ширину около двух метров, и внешний овал, диаметр которого колеблется от четырёх до семи метров. Дальнейшее изучение «постройки» показало, что её не могли создать ни естественные природные процессы, ни медведи. Таким образом, специалисты пришли к выводу, что таинственные фигуры сложили люди. Их цель остаётся загадкой, хотя исследователи и предполагают, что подобные круги могли иметь некое религиозное или культурное значение.

Изучив камни в начале 90-х годов прошлого века специалисты пришли к выводу, что их возраст составляет 47 600 лет, однако спустя два десятилетия новая группа учёных решила перепроверить эти данные с помощью более современных технологий, и получили совсем иную цифру — по словам исследователей, сооружение было создано около 176 500 лет назад. Если новые данные точны, это означает, что круги из камней в пещере разложили не древние homo sapiens, а более давние жители Европы — неандертальцы. Это, в свою очередь, может означать, что культура неандертальцев была значительно более развита, чем принято считать на сегодняшний день.

Специалисты отмечают, что изученная постройка в некоторой степени представляет собой древнейший из известных аналог Стоунхенджа — знаменитого сооружения, построенного несколько тысячелетий назад на территории современной Англии.

Работа учёных опубликована в журнале Nature.