Археологи нашли грамоту с неизвестным древнерусским ругательством

Также ими была обнаружена оправа зеркала

В Великом Новгороде группа исследователей, представляющих Московский государственный университет и Новгородский государственный музей-заповедник, обнаружила два весьма любопытных для изучения предмета. Одним из них стала оправа зеркала с сохранившимися фрагментами самой отражающей поверхности, а вторым, в ещё большей степени обратившим на себя внимание — грамота, одно из слов на котором до сих пор было исследователям неизвестно. Учёные предполагают, что оно представляет собой ругательство.

Также ими была обнаружена оправа зеркала

Как сообщают исследователи, на бересте записана лишь одна строка и она гласит «уов ортимие уо поска три берековесеке». Слово «берековесеке» является одной из форм слова «бересковец» — широко распространённая на Древней Руси мера веса мёда или зерна, равная 10 пудам. Точное значение фразы в целом специалисты пока назвать не могут, однако убеждены, что это запись оброка или долга. Однако в первую очередь в обнаруженной грамоте XIV века учёных заинтересовало слово «посак», с которым исследователи до сих пор никогда не сталкивались. Один из исследователей, академик Андрей Зализняк, выдвинул предположение, что оно означает «вор» или «мошенник». Как сообщают в Новгородском государственном музее-заповеднике, подобный вывод был сделан на основе псковских и тверских говоров.

Специалисты уточняют, что берестяная грамота, хранившая предполагаемое древнее ругательство, стола 1082 по счёту за всё время современных археологических раскопок в этом городе. Первая подобная грамота, как сообщается, была обнаружена в 1951 году. Кстати, ещё одна любопытная находка такого рода была сделана в Новгороде несколько месяцев назад. Грамоту XIII века, гласящую «От Гаврилы к Кондрату. Пойди сюда» многие в шутку назвали одним из древнейших sms-сообщений. Тогда же был обнаружен другой фрагмент бересты, гласящий «я щенок». Действительно ли бересту носил на верёвке щенок, или же она использовалась в какой-либо игре, учёным неизвестно.