В центре Млечного пути астрономы нашли гигантский «крест»

Полуслучайное открытие поможет узнать историю возникновения нашей галактики

Состоящий из нескольких тысяч молодых звезд огромный «крест», расположенный в центре нашей Галактики, обнаружили астрономы Дастин Ланг из университета Торонто и Мелисса Несс из Института астрономии MPG в Гейдельберге. Открытие, которое, как предполагается, позволит больше узнать об истории рождения Млечного Пути, было сделано почти случайно — всё началось с сообщения в Twitter, тогда ещё не претендовавшего на сенсационность.

Полуслучайное открытие поможет узнать историю возникновения нашей галактики
Диагональный крест виден по центру кадра. Иллюстрация — volkskrant.nl

К сообщению, которое Дастин Ланг прикрепил снимок звёздного неба, составленный из кадров, которые были получены инфракрасным орбитальным телескопом WISE. Хотя исследование Ланга, в рамках которого кадр был подготовлен, касалось других галактик, Мелисса Несс, наткнувшаяся на этот кадр, обратила внимание на необычную крестообразную структуру на участке космоса, где находится балдж Млечного пути.

Балдж — яркий центральный компонент нашей, а также ряда других изученных на сегодняшний день галактик. Он представляет собой шарообразное скопление из множества молодых звёзд и как будто «выступает» над и под галактикой, если смотреть на неё с ракурса, с которого сама она кажется сравнительно «плоской». До сих пор у специалистов нет однозначного мнения относительно того, как балджи формируются — по одной из популярных версий, его появление и расширение представляет собой естественный результат эволюции галактики, в то время как другая теория гласит, что появляется он вследствие множества столкновений крупных галактик с более мелкими. Изучение обнаруженного «креста», вероятно, позволит ответить на вопрос, какое из этих предположений ближе к истине, и пока его существование заставляет склоняться к первой версии, отмечают специалисты. Во всяком случае, его наличие говорит о том, что уже несколько миллиардов лет Млечный путь не претерпевал масштабных столкновений — в противном случае, по меньшей мере, очертания данной структуры от этого исказились бы.

WISE представляет собой одной из немногих космических обсерваторий, с помощью которых могло бы быть сделано подобное открытие — от оптических телескопов «крест» скрыт облаками пыли и холодного газа.

Статья, посвящённая открытию, представлена на страницах научного издания Astronomical Journal.