Астрономы впервые обнаружили планету с кислородной атмосферой

Увы, она так раскалена, что вряд ли может быть обитаемой

Группа специалистов под руководством Лауры Шайфер из Смитсоновского центра астрофизики сумела получить доказательства, что экзопланета GJ 1132b обладает довольно плотной кислородной атмосферой. Данная планета была обнаружена в прошлом году и сразу привлекшая внимание астрономов.

Увы, она так раскалена, что вряд ли может быть обитаемой

GJ 1132b расположена, по космическим меркам, совсем неподалёку от Земли — расстояние до неё составляет всего лишь 39 световых лет. Экзопланета вращается на орбите, расположенной на расстоянии около 2,25 миллиона километров от центральной звезды своей системы. В целом по своим характеристикам GJ 1132b напоминает Венеру, и температура на её поверхности достигает 230 градусов по шкале Цельсия.

Предположение, что обнаруженная экзопланета может обладать атмосферой, у специалистов возникло практически сразу после того, как её открытие было подтверждено. Однако первоначально учёные не могли точно сказать ни о том, насколько густым является гипотетический атмосферный слой, ни о том, каким именно может быть его состав.

Проведённое исследование показало, что из-за постоянного облучения планеты огромным количеством солнечного ультрафиолета молекулы воды, которых, как предполагается, первоначально в атмосфере было очень много, распадаются на водород и кислород, причём со временем оба этих элемента, по всей вероятности, окончательно покинут планету и отправятся в космос. Более лёгкий водород исчезает из атмосферы значительно быстрее, поэтому на момент наблюдений его в атмосфере планеты уже не слишком много. Однако кислород в атмосфере GJ 1132b всё ещё содержится в весьма немалых количествах. Однако солнечные лучи, которые обеспечили появление молекул кислорода на экзопланете, не позволят этому элементу способствовать зарождению жизни на ней: как предполагают учёные, планета слишком раскалена, чтобы быть обитаемой.

Впрочем, несмотря на то, что GJ 1132b едва ли может быть обитаемой планетой, учёные считают своё открытие весьма значимым, поскольку, как они заявляют, это первый случай, когда кислород удалось зафиксировать на скалистой планете за пределами Солнечной системы.

Своё исследование учёные опубликовали в научном издании The Astrophysical Journal.