Клетки эпителия во рту теряют ядра от излучения сотового телефона

Томские ученые доказали канцерогенный эффект мобильников

Излучение от мобильного телефона меняет клетки внутренней стороны щеки. Это выяснили ученые Томского государственного университета (ТГУ). Эксперимент, в котором приняли участие сто волонтеров, длился в течение месяца.

Томские ученые доказали канцерогенный эффект мобильников

В научном мире до сих пор ведутся споры о канцерогенном эффекте излучения сотовых телефонов. Многочисленные научные выводы о наличие такого эффекта, который в будущем может привести к развитию онкологических заболеваний, нередко подвергались сомнениям, поскольку всегда сложно исключить спектр влияния на изменение в клетках других факторов, таких как: вредные привычки, рацион питания, образ жизни, гигиена полости рта.

Как сообщили «МК» в Биологическом институте ТГУ, в своем исследовании ученые постарались максимально исключить все иные факторы влияния на клетки эпителия, кроме излучения от мобильного телефона. А именно, перед проведением исследования все испытуемые заполняли анкету в которой указывали личные данные (дата рождения, пол, возраст), модель сотового телефона, а также подтверждали отсутствие рентгеновских исследований и заболеваний вирусной этиологии в течение трех месяцев до исследования, которые могли бы изменить результаты проводимого анализа. Кроме того, выбирали для эксперимента тех, у кого условия совпадали.

Полость рта, как объект изучения, была выбрана по принципу доступности и простоты забора клеточного материала. Кроме этого, эпителий щеки находится в непосредственной близости к сотовому телефону (когда по нему разговаривают), что увеличивает вероятность воздействия электромагнитного излучения на клетки слизистой рта.

У добровольцев делали соскобы с внутренних сторон щек в начале исследования и спустя месяц. «Ведущей» исследователи назвали щеку, к которой чаще прижимают мобильный при разговорах, «контрольной» - противоположную щеку.

Как рассказала одна из руководителей эксперимента Марина Костромеева, по истечение месяца на внутренней стороне щеки, к которой прижимали мобильный телефон, чаще встречались клетки с повреждением генома, клетки, лишившиеся ядер, а также аномальные клетки с двумя ядрами, что явно свидетельствует о канцерогенном влиянии излучения телефона.

Клеточные изменения чаще отмечались у женщин, что может быть вызвано тем, что они чаще и дольше говорят по мобильному телефону, а также у представителей обоих полов монголоидной расы, что может быть связано с генетическими отличиями от более устойчивых к излучению европеоидов.

В итоге специалисты порекомендовали людям, часто использующим мобильные телефоны, менять стороны их прикладывания, носить аппараты по возможности в сумке или на поясе, не класть их у изголовья кровати. Кроме того, рекомендуется стараться избегать бесед по мобильному устройству на территории с низким уровнем сигнала или в помещении с толстыми стенами, поскольку там устройство увеличивает мощность собственного сигнала.

Между тем, исследователи пока не готовы однозначно заявить о том, что сотовый телефон вызывает рак. По словам Костромеевой, для этого им необходимо провести дополнительные эксперименты.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27490 от 8 сентября 2017