Ученые открыли неожиданно важный компонент грудного молока

А эксперты назвали минусы донорского

Ученые совершили революционное открытие — обнаружили компонент грудного молока, который отвечает за формирование иммунитета у ребенка. До сих пор считалось большой загадкой, какие именно вещества материнского молока способствуют выработке защиты младенца от разного рода инфекций и почему сама мать во время кормления практически никогда не болеет вирусными инфекциями. Новый компонент назвали олигосахаридами, на их основе уже начали создавать смеси для кормления, которые, как показали исследования, формируют такой же иммунитет, как и естественное вскармливание.

А эксперты назвали минусы донорского

Уникальный состав грудного молока (ГМ) повторить не удастся никогда — в этом эксперты не сомневаются. Оно содержит в своем составе несколько тысяч компонентов. Как рассказывает известный российский педиатр, завкафедрой педиатрии РМАНПО, к.м.н., Ирина Захарова, ГМ называют «живой смесью» не случайно. Во-первых, оно имеет свойство меняться в зависимости от возраста ребенка, его заболеваний, его генотипа. Иными словами, каждому малышу мать предоставляет персонализированное грудное молоко, которое учитывает все его особенности. Именно поэтому покупка донорского грудного молока, говорит Ирина Захарова, не имеет смысла. Вдобавок ко всему это может быть опасным: нет никакой гарантии, что донорша не принимает лекарств, не ест не рекомендованных кормящим матерям продуктов и пр. «Недавно мы проводили исследования — купили несколько видов грудного молока, которое продают женщины. Обнаружили синегнойную палочку!» - говорит доктор Захарова.

Грудное молоко содержит стволовые клетки, необходимые малышу — воспроизвести их в искусственной молочной смеси просто нереально. Известно, что стволовые клетки из грудного молока могут превращаться в костные, жировые, клетки печени и мозга. Предполагается, что эти клетки могут проникать из материнского молока в различные органы новорожденного. Получается, что мать и во время кормления передает своему ребенку частичку себя — буквально в физическом смысле. Кроме того, некоторые исследователи полагают, что сохраненные стволовые клетки грудного молока в будущем могут помочь матери для лечения сахарного диабета первого типа.

Еще один компонент ГМ, который делает его живым — полезные микроорганизмы, которые у каждой матери строго индивидуальны и зависят от потребностей ребенка. В организм ребенка они начинают попадать еще когда он находится в утробе. Мало того — они обладают тем генетическим кодом, который позволяет им проникать внутрь белков ребенка и становиться своими.

В составе ГМ есть и факторы иммунитета, необходимые для матери. А также антиканцерогенный комплекс, состоящий из разных белков, которые, как показали исследования, защищают кормящую женщину от 40 видов онкологии! Именно поэтому в Америке сейчас грудное молоко активно скупается по цене 100 долларов за литр для кормления онкобольных.

Недавно ученые после 20-летних исследований открыли уникальный компонент ГМ, который назвали олисахаридами. К этому открытию шли еще с 50-х годов прошлого века, когда была обнаружена фракция, названная бифидо-фактором грудного молока (предполагалось, что именно он отвечает за рост полезных бактерий в ГМ). Долгое время думали, что это — побочный продукт производства лактозы. Потом оказалось, что это — один из компонентов молочного белка. «Роль олигосахаридов пребиотическая, они стимулируют рост полезных бактерий, тем самым стимулируя иммунитет. Они действуют не только местно в кишечнике, они влияют на иммунную систему в целом. Есть данные, что они влияют на развитие познавательных способностей ребенка и предотвращают развитие ряда заболеваний. Сегодня стало известно, что это — третий основной компонент ГМ после жира и лактозы. Они обеспечивают избирательный рост хороших бактерий в кишечнике, где представлено 70% иммунной системы, и дополнительно оказывают регулирующее влияние на иммунитет ребенка», - отмечает Ирина Захарова.

Доказано, что именно они участвуют в формировании иммунитета человека. С мире уже появились молочные смеси с олисахаридами. Проведенные на 400 младенцев клинические исследования показали, что показатели иммунитета у детей, которых кормили грудным молоком и детей, вскормленных искусственной смесью с олисахаридами, идентичны. И те, и другие практически не болели и вообще не страдали аллергиями, тогда как среди других «искусственников» доля аллергиков составляла 5%.