Ученые, возможно, нашли мозг австралопитека

Внутри ископаемого черепа новообретенного кандидата на ближайшего предка человеческого рода может находиться усохший мозг, заявили исследователи

Australopithecus sediba

Этот новый вид, получивший название Australopithecus sediba, случайно обнаружил в Южной Африке 9-летний сын ученого Ли Бергера. Два представителя гоминидов были предъявлены миру еще на прошлой неделе - юноша и взрослая женщина, возможно, знали друг друга в жизни и встретили свою гибель при падении в пещеру. Там они и были найдены: мальчик обнаружил мальчика.

Предварительные результаты сканирования исключительно сохранившегося мужского черепа указывают на наличие того, что внутри могут быть окаменелые яйца насекомых и остатки мозга.

Череп гоминида был обнаружен в каменной матрице, из-за чего хрупкая окаменелость могла сохраниться нетронутой и сберечь все, что могло остаться внутри.

Для рентгеновского сканирования ископаемых находок исследователи использовали Общеевропейскую установку синхротронного излучения (European Synchrotron Radiation Facility) в Гренобле (Франция).

Мягкие части тела, как правило, не фоссилизируются (не каменеют). Тем не менее, широкая область внутри черепа позволяет предположить наличие остатка мозговой ткани после бактериального распада.

"Мы увидели эту полость вблизи лобовой части внутри черепа. Она имела довольно странную форму", - рассказывает палеоантрополог Пол Таффоро (Paul Tafforeau).

"Единственное, что мы можем пока сказать — когда этот человек умер он был замумифицирован, а мумификация сделала его мозг усохшим из-за обезвоживания, что и привело его к наблюдаемой причудливой форме, - говорит Таффоро. - Потом набежала вода с осадочными породами, фоссилизируя человека и заполняя его череп, внутри которого оставался остаток мозга".

Если это усохший мозг, то это будет одной двадцатой от его первоначального размера (420 и 450 кубических сантиметров). Конечно он был небольшим по сравнению с человеческим мозгом (примерно от 1200 до 1600 кубических сантиметров).

По словам ученого, вероятность содержания в остатках мозга какого-либо полезного количества белка, ДНК и других биомолекул, ничтожна мала.

"Признаться, это весьма неожиданное открытие, однако на данный момент, я не уверен, что мы сможем найти в нем важную информацию, - сказал Таффоро. - Хотя, надеюсь, что я неправ - высказываться определенно слишком рано".

3D-модель. Предоставлено: ESRF.